Отслеживание 404 ошибок в Google Analytics 4

28 августа, 2022

Когда пользователь переходит на сайт по неверной ссылке или на несуществующую страницу, он может увидеть сообщение о 404 ошибке. Решив, что ваш сайт не работает, он может быстро покинуть его, не совершив никаких полезных для вас действий. Чтобы иметь возможность фиксировать такие заходы, необходимо настроить отслеживание 404 ошибок. В этой статье мы научимся это делать для Google Analytics 4.

Обновление: я выпустил электронное руководство по Google Analytics 4. Бесплатно скачать его можно в формате .PDF по ссылке.

О 404 ошибках

Читайте другие статьи на эту тему:

Статус 404 (404 Not Found) означает, что на сайте отсутствует запрашиваемая страница, то есть запрошенному URL не соответствует ни одна страница сайта. Существует множество причин такого поведения. Например:

  • был введен неверный URL-адрес;
  • битая ссылка (перестала работать);
  • адрес страницы был изменен (в этом случае поможет 301 редирект, который указывает роботам ПС, что страница перемещена по новому адресу, а старый адрес следует считать устаревшим);
  • контент запрашиваемой страницы по какой-либо причине может быть скрыт от пользователей, а перенаправление идет на 404 страницу;
  • страница была удалена или прекращено существование всего сайта;
  • целенаправленная DDoS-атака/взлом с целью дестабилизации.

Примечание: существуют различные сообщения 404 - 404 ошибка, 404 Not Found, 404 Error, HTTP 404 Not Found, Страница не найдена, The page cannot be found, The requested URL was not found on this server и т.д.

Еще год назад, если бы мне всерьез сказали про последний пункт, я бы не придал этому значения. Однако в сентябре 2021 года я лично убедился, как заражение сайта вирусом может повлиять на индексацию сайта в органическом поиске. Тот вирус, который был у меня, очень распространен среди владельцев сайтов на WordPress. Он называется Japanese Keyword Hack.

В официальной справке Google есть отдельный материал на эту тему. Если кратко, то он изменяет структуру сайта, подменяет Sitemap, заголовки страниц, описание страниц, ежедневно создает кучу несуществующих URL, и тем самым обманывает поисковую выдачу. Google новые страницы индексирует, но они долго прогружаются и отдают 404 ошибки. Результат - понижение позиций, иероглифы в сниппетах. Black SEO в чистом виде. Подробнее об этой истории я писал в этой публикации.

Страница с 404 ошибкой на моем сайте

Материалов на тему 404 ошибок в интернете очень много, в особенности, на порталах, посвященных SEO-оптимизации. Я не хочу подробно останавливаться на причинах возникновения данной ошибки, о том, как создать такую страницу, как она должна выглядеть и т.д. Тем более, что задача 404 страницы - простая. Это сообщить пользователю, что такой страницы на сайте нет, а наша задача как маркетологов/аналитиков - незамедлительно отреагировать на сложившуюся ситуацию, проанализировать ее, ссылки и внести корректировки. Ведь если на сайте резко возрастает число посещений на странице, содержащие 404 (не было, не было, а потом как резко увеличилось), то это важный сигнал к разбору данной проблемы.

Вот пример резкого изменения количества переходов на страницу, содержащую 404 ошибку, на моем блоге за последнее время:

Пример резкого роста трафика на несуществиющие страницы (osipenkov.ru)

На графике видно, как 9 августа произошел резкий скачок посещений несуществующих страниц. Оперативно проанализировав причину возникновения таких заходов, мне удалось стабилизировать ситуацию на некоторое время. Но через несколько дней это повторилось вновь. Если бы в Google Analytics 4 не было бы стандартного отчета по страницам и заголовкам, а в моем блоге отдельной страницы с 404 ошибкой, то я никак не смог бы узнать про этот тренд. Впоследствии это косвенно подтвердилось и по внутренним метрикам хостинг-провайдера (переходы шли с определенных IP-адресов, нагружали сервер, создавая нагрузку на CPU). Имея механизм отслеживания 404 ошибок в Google Analytics 4, можно быстро попытаться выявить причины подобного поведения и устранить их.

Как и в случае с Universal Analytics, в Google Analytics 4 отслеживать 404 ошибки можно несколькими способами:

  • с помощью стандартного отчета;
  • с помощью события и Google Tag Manager;
  • с помощью разработчика и диспетчера тегов Google.

Разберем каждый способ подробнее.

Отслеживание 404 ошибок с помощью стандартного отчета

Если на вашем сайте есть отдельная страница с 404 ошибкой, на которую попадают пользователи, и в ее заголовке присутствует специальное обозначение, которое отличает ее ото всех других страниц вашего сайта, вы можете отслеживать такие переходы с помощью стандартного отчета Google Analytics 4. Например, на моем сайте в заголовке страницы (title) на странице с 404 ошибкой написано Страница не найдена:

Заголовок страницы с 404 ошибкой - Страница не найдена

Отчет в GA4 находится он в разделе Взаимодействие - Страницы и экраны. Оставив в качестве основного параметра отчета Заголовок страницы и класс экрана, вы можете ввести в поиске Страница не найдена (или свое обозначение заголовка 404 страницы), чтобы в отчете осталась только она:

Поиск по названию страницы с 404 ошибкой

Это ваша страница с 404 ошибкой, на которую люди попадают после перехода по неработающей ссылке. Чтобы увидеть сами URL-адреса страниц, на которые перешли пользователи, добавьте дополнительный параметр Путь к странице и класс экрана в отчет с помощью иконки с плюсом:

Дополнительный параметр - Путь к странице и класс экрана

Вы увидите страницу(ы), на которых была(и) 404 ошибка:

Страницы с 404 ошибкой

Не всегда стандартный отчет Google Analytics 4 дает полное представление о проблеме. Некоторая часть статистики после добавления дополнительного параметра скрывается. Больше инфрмации вы можете получить, если создадите Исследование в свободной форме с параметрами Заголовок страницы, Путь к странице и строка запроса, URL перехода на страницу и показателем Количество событий:

Пример Исследования

В Исследовании добавьте фильтр - Заголовок страницы содержит Страница не найдена (или свое обозначение заголовка 404 страницы):

Фильтр на страницу 404

Тогда на холсте отобразится только статистика по страницам с 404 ошибками, включая параметры запроса в ссылке и URL перехода на страницу. Вы сможете узнать с какой страницы пользователь перешел на страницу с 404 ошибкой.

Если формат холста не позволяет в полной мере просмотреть все URL-адреса и полную ссылку (они могут быть длинные из-за get-параметров), тогда просто выгрузите статистику с помощью функции экспорта в правом верхнем углу, например в Google Таблицы:

Экспорт данных в Google Таблицы

Там вы сможете легко привести таблицу в нужный вид, увидеть список несуществующих URL за выбранный диапазон дат и отфильтровать какие-то данные:

Пример списка несуществующих URL в Google Таблицах

Это самый простой способ отслеживания 404 ошибок в Google Analytics 4 без использования диспетчера тегов Google и дополнительных конструкций/кодов, когда на вашем сайте есть отдельная страница под 404 ошибку.

Отслеживание 404 ошибок с помощью события и Google Tag Manager

Этот способ очень похож на первый вариант, где мы фильтровали данные по заголовку страницы. Отличие заключается в том, что вы сами с помощью GTM можете определить название (title) страницы, а затем создать переменную JavaScript, триггер и тег, чтобы передавать в Google Analytics 4 отдельные события с 404 ошибкой.

Заголовок страницы можно извлечь с помощью пользовательской переменной Переменная JavaScript и значением document.title:

Переменная JavaScript - document.title

Свойство document.title получает или задает текущий заголовок документа. Вы можете протестировать эту конструкцию, перейдя на любой сайт, любую вкладку и открыв консоль разработчика. Введите туда document.title и нажмите Enter:

Вызов document.title в консоли разработчика

Теперь необходимо создать триггер, который бы активировался не на всех страницах, а когда заголовок страницы содержит Страница не найдена. Создайте такой триггер типа Просмотр страницы с дополнительным условием активации - document.title содержит Страница не найдена:

Триггер активации 404 ошибки

Задайте название триггеру и сохраните его.

Осталось только создать тег. Выберите Google Аналитика: событие GA4, добавьте тег конфигурации и название события (например, error_404):

Тег GA4 с настройками

В качестве триггера активации выберите триггер просмотра страницы, созданный шагом ранее. Сохраните тег.

Проверить корректность настройки можно с помощью режима отладки Google Tag Manager и инструмента DebugView. Перейдите на страницу с 404 ошибкой. Если все настроено верно, то Тег 404 ошибка будет активирован и находиться в Tags Fired.

Проверка тега в режиме предварительного просмотра

В интерфейсе Google Analytics 4 на шкале событий в DebugView вы должны увидеть событие с вашим названием:

Событие erorr_404 в DebugView

Не забудьте после настройки опубликовать контейнер GTM.

Теперь вы можете использовать Исследование в свободной форме вместе с параметрами Название события и Путь к странице и класс экрана, отфильтровав его с помощью условия Название события содержит error_404:

Название события содержит 404

Вот так может выглядеть ваш отчет после всех настроек:

Исследование с событием error_404

Это самый простой способ отслеживания 404 ошибок в Google Analytics 4 с использованием Google Tag Manager и дополнительного события error_404. Однако не всегда есть возможность отфильтровать страницу по заголовку, содержащему 404. Тогда вам необходимо использовать другой способ и стороннюю помощь.

Отслеживание 404 ошибок с помощью разработчика и Google Tag Manager

Когда посетитель переходит на несуществующую страницу, попросите разработчика передать это событие на уровень данных, сформировав dataLayer. Для этого напишите ему техническое задание примерно такого содержания:

Просьба сформировать уровень данных на странице 404, когда пользователь переходит на нее. Пример кода:

window.dataLayer = window.dataLayer || [];
window.dataLayer.push({
'event' : '404_error'
});

После того, как программист это сделает, вы можете перейти в режим отладки GTM и ввести URL-адрес любой страницы с 404 ошибкой. Вы должны увидеть на шкале событий event с вашим названием:

Событие 404_error на шкале событий

Если оно отображается, значит разработчик сделал все правильно по вашему ТЗ. Если нет, попросите его перепроверить настройки. После этого вы можете создать триггер специального события с названием события 404_error (как было указано в вашем техническом задании и отображается в режиме предварительного просмотра).

Триггер специального события

Как и во втором способе, вам осталось создать тег типа Google Аналитика: событие GA4, добавить тег конфигурации и задать название события (например, error_404):

Тег GA4 с настройками

В качестве триггера активации выберите триггер специального события, созданный шагом ранее. Сохраните тег.

На этом настройка отслеживания 404 ошибок с помощью разработчика и Google Tag Manager завершена. Все последующие действия, включая отладку и создание Исследования в свободной форме с параметрами Название события и Путь к странице и класс экрана и фильтром по событию error_404 аналогичны способу №2 (см. выше).

Благодаря этой настройке в Google Analytics 4 вы можете больше узнать о том, как посетители взаимодействуют с вашим сайтом, отследить резкое изменение трафика несуществующих страниц, оперативно проанализировать причину возникновения таких переходов и быстро внести правки с целью улучшения ситуации.

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике