utm_id - самая таинственная utm_метка
Слышали вы когда-нибудь о метке utm_id? О том, какую роль она играет в интернет-маркетинге и Google Analytics? Если нет, то самое время разобраться с одной из самых таинственных и редко используемых настроек отслеживания.
Вы наверняка знаете о стандартных utm_метках (UTM, Urchin Tracking Module, Urchin Traffic Monitor), которые добавляются в конец URL-ссылки по определенным правилам с целью отслеживания и анализа поступающего на ваш сайт трафика. Это:
- utm_source (Источник кампании);
- utm_medium (Канал кампании);
- utm_campaign (Кампания);
- utm_content (Содержания объявления);
- utm_term (Ключевое слово).
Пример ссылки с utm-меткой:
1 |
https://osipenkov.ru/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=moi-blog&utm_term=analytics&utm_content=banner |
Впервые utm_метки были разработаны и стали применяться в компании Urchin Software Corporation. Сейчас это общепризнанный мировой стандарт разметки ссылок, предназначенный для анализа данных веб-сайтов с помощью инструментов аналитики и построения различных отчетов. Подробнее о том, что такое utm_метки, как они работают и как формируются, читайте в этой статье.
В своей работе вы также могли встречать/использовать и дополнительные utm_метки:
- utm_nooverride (использовался до Universal Analytics, позволял не переопределять источник трафика пользователя посредством добавления конструкции utm_nooverride=1 в ссылке);
- utm_referrer (используется в Яндекс.Метрике, позволяет более точно определять источник перехода на сайт при JavaScript-редиректе или при переходе на ваш сайт с протоколом HTTP с сайта, доступного по протоколу HTTPS).
Но в Google есть еще более таинственная и практически нигде не упоминаемая метка - utm_id. Информацию о ней вы можете встретить только в официальной справке Google и с недавнего времени в Google Analytics Demos & Tools (UA & GA4).
Из текущего описания следует, что utm_id - это параметр Campaign Id (Идентификатор кампании), и такая метка используется для определения конкретной рекламной кампании. Если воспользоваться компоновщиком utm_меток от Google, то в самом начале вы увидите отдельное поле для campaign ID, вбив значение в которое вы получите итоговую ссылку с дополнительной, шестой меткой utm_id:
Но что это значит? И когда появилась метка utm_id? Давайте разбираться.
Чтобы правильно отслеживать источник трафика и рекламную кампанию, по которой пришел пользователь к нам на сайт, необходимо использовать три или более параметра кампании (= utm_метки) в каждом URL-адресе. На самом деле можно использовать только utm_source, но я (как и Google) рекомендую использовать не менее 3, чтобы повысить точность отслеживания: utm_source, utm_medium и utm_campaign.
В результате ссылка из вышеописанного примера с тремя параметрами кампании будет выглядеть так:
1 |
https://osipenkov.ru/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=moi-blog |
, где:
- utm_source=google
- utm_medium=cpc
- utm_campaign=moi-blog
Но, как правило, маркетологи используют все 5 стандартных utm_меток, в которых они прописывают необходимые для отслеживания значения. А некоторые еще добавляют в них динамические параметры (разные для различных рекламных систем), например, для построения сквозной аналитики.
Все это приводит к тому, что итоговая ссылка вместе со всеми utm_метками нагромождается и становится не очень привлекательной для пользователей. Не удивляйтесь, но до сих пор встречается много людей в интернете, которые при виде длинной ссылки или URL, в котором содержатся дополнительные параметры, не переходят по ним, так как считают, что могут стать жертвами мошенников, что это спам, на таком сайте могут быть размещены вирусы или с помощью размеченных ссылок можно узнать конфиденциальную информацию человека. Будь то это e-mail рассылка (письмо), SMS-сообщение или пост в социальной сети - значение не имеет. А если еще в ссылке присутствует кириллица! Увидев такой URL и неизвестный домен, я бы тоже никогда не перешел.
Для решения этой проблемы есть несколько вариантов:
- сервисы сокращения ссылок (bit.ly, vk.cc, clck.ru, to.click и др.);
Ссылку:
1 |
https://osipenkov.ru/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=moi-blog&utm_term=analytics&utm_content=banner |
можно легко превратить в такую https://bit.ly/3yL81Oi
- использование идентификатора кампании (мастер-коды отслеживания) и метки utm_id.
Если с укорачивателями URL все понятно (вставляете итоговую ссылку с utm_меткой и получаете короткий URL, в котором все параметры ссылки зашифрованы), то с идентификаторами кампаний не все так просто.
Использование utm_id
Вы будете сильны удивлены, когда я сообщу вам, что метка utm_id существует столько же, сколько и стандартные utm_метки. Еще со времен компании Urchin, когда она была отдельной организацией и не принадлежала Google, стандарт разметки ссылок уже тогда был ими разработан и внедрен в их аналитический инструмент. А после покупки Urchin Software Corp. в 2005 году этот функционал просто перешел в Google Analytics и сохранился до наших дней.
utm_id - это ключ, идентификатор (ID), который вы назначаете для каждой уникальной ссылки, а значения, которые такая метка принимает, прописываете в отдельном файле (таблице). Например, вместо все той же ссылки:
1 |
https://osipenkov.ru/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=moi-blog&utm_term=analytics&utm_content=banner |
вы можете использовать переменную utm_id следующим образом:
1 |
https://osipenkov.ru/?utm_id=1 |
, где utm_id=1 - идентификатор кампании.
Обе записи равноценны. Используя utm_id, вы можете скрыть utm_метки из ссылки и сделать URL более привлекательным для пользователей. Это также упрощает процесс добавления переменных UTM и делает его менее ошибочным, поскольку все значения utm_меток указаны в отдельной таблице, в которую легко вносятся изменения.
Осталось только понять каким образом формируется таблица с данными. Здесь все очень просто. Для сохранения данных по источникам трафика и utm_меткам вы можете использовать стандартные программы и сервисы типа Microsoft Excel или Google Таблиц, в который будете заносить информацию о том, какой конфигурации utm_source, utm_medium, utm_campaign, utm_content, utm_term соответствует код отслеживания (utm_id). Для моей ссылки такая таблица будет выглядеть так:
Примечание: о том, как использовались мастер-коды отслеживания и составлялась таблица в Urchin WebAnalytics, читайте в официальной документации Google.
Как и в случае с Urchin, где мастер-коды отслеживания заносились в отдельный файл и далее загружались в программу, так и в Universal Analytics для сопоставления всей необходимо информации используется инструмент Импорт данных и загруженный по определенным правилам .csv файл.
Но перед тем, как это сделать, давайте сформируем нашу таблицу с данными. В качестве примера я буду использовать свой тестовый сайт graphanalytics.ru и utm_id=555. А в utm_id будем использовать следующую конфигурацию трафика:
- utm_source=osipenkov
- utm_medium=blog
- utm_campaign=july
- utm_term=no
- utm_content=350
Итоговый URL-адрес: https://graphanalytics.ru/?utm_id=555. Поскольку данная ссылка не переопределяет источник трафика, в отчетах В режиме реального времени будет зафиксирован прямой заход (direct) / (none):
Совершив конверсию, через некоторое время она отобразится в стандартных отчетах Universal Analytics:
Любопытно, что в отчете Источник/канал источник трафика был определен не как (direct) / (none), а как (not set) / (not set) - группа каналов (Other) по умолчанию в Google Analytics. Теперь нам необходимо его переопределить вручную, чтобы все последующие посещения пользователи засчитывались как будто он переходил по ссылке https://graphanalytics.ru/?utm_source=osipenkov&utm_medium=blog&utm_campaign=july&utm_term=no&utm_content=350
Для этого в Universal Analytics перейдите в Администратор - Ресурс - Импорт данных.
Создайте набор данных с помощью кнопки Create. На следующем шаге интернет-маркетологи обычно выбирают Cost Data, чтобы настроить набор данных для передачи статистики о расходах, кликах и показах из других рекламных систем (Facebook, Яндекс.Директ, ВКонтакте и т.д.) в Google Analytics. Нас же интересует Campaign Data:
На следующем шаге введите название набора данных и представление, в которое будет подгружаться информация. Если представлений несколько, вы можете выбрать нужные, просто отметив их галочками:
Затем вам предложат настроить схему набора данных, в которой уже в качестве обязательного ключа (Key) выбран Campaign Code (ga:campaignCode):
Этот параметр как раз и используется для ручного определения конкретной рекламной кампании и сопоставляется со значением utm_id из таблицы, которую вы создали. Далее необходимо выбрать все параметры, которые используются в вашей конфигурации. В моем примере - это все 5 стандартных utm_меток, поэтому схема набора данных будет выглядеть так:
На последнем шаге для настройки Overwrite hit data выберите Yes.
Сохраните датасет с помощью кнопки Save и Done. Вернитесь к общему списку всех ваших наборов данных. Напротив только что созданного датасета нажмите Manage uploads:
Чтобы получить шаблон файла, который позволит загрузить данный из собственной таблицы и переопределить данные в Universal Analytics, нажмите на кнопку Get schema:
В модальном окне отобразится ваша структура данных со списком тех параметров, которые вы выбрали при создании набора данных:
Скачайте файл с помощью кнопки Download schema template и откройте его в любом редакторе таблиц, например, в Microsoft Excel.
Теперь самое главное - это правильно сопоставить параметры из вашей таблицы с параметрами из шаблона Google Analytics, которые могут идти не в том порядке, в котором они добавлены в у вас (выделил цветами). Все параметры разделены между собой запятой. Если вам неудобно добавлять их таким образом, то сначала вы можете разделить текст по столбцам с помощью соответствующей команды в Excel, совершить все преобразования, а далее с помощью функции =СЦЕП/СЦЕПИТЬ объедините нескольких строк в одну. Поскольку в моем примере всего одна строка, проще всего это сделать вручную.
Сохранив файл, загрузите его в ваш набор с помощью кнопки Upload File:
Если вы все сделали правильно, то буквально через несколько секунд увидите статус загрузки:
Completed означает успешную загрузку, а Failed свидетельствует об ошибке. При нажатии на статус с ошибкой будет подробно описано, в чем она заключается.
На этом настройка завершена. После загрузки этой информации Google Analytics будет извлекать идентификатор кампании из параметра URL utm_id, а затем объединять данные обращений с источником, каналом и другими параметрами, которые связаны с этим идентификатором. Данные после импорта отобразятся в Universal Analytics в течение 24 часов.
Важно: информация в наборе данных не будет влиять на исторические данные и заходы, которые уже были совершены до этого момента. Поэтому предыдущий переход и конверсия так и останутся в источнике трафика (not set) / (not set). А вот все последующие переходы с ссылкой, содержащей /?utm_id=555, уже будут приписываться верным данным и переопределяться согласно значениям, установленным в таблице:
Проверить, что все данные корректно передаются и переопределяются согласно нашей таблице можно также с помощью специального отчета:
Не забывайте, что если вы используете utm_id вместе с другими utm_метками в ссылке (например, utm_source), значения других переменных будут перезаписаны значениями, которые вы определили в таблице. Загружать данные в Universal Analytics можно как вручную (в этой статье), так и программно с помощью Management API.
Таким образом, позаботившись один раз над созданием таблицы с мастер-кодами отслеживания, где каждому ключу utm_id (ga:CampaignCode) будет сопоставлена своя уникальная конфигурация utm_source, utm_medium, utm_campaign, utm_content, utm_term, и загрузкой ее в Universal Analytics через импорт данных, вы:
- упрощаете процесс добавления переменных UTM (вместо всех utm_меток пишите в ссылке только utm_id);
- сокращаете ссылку (не нужно использовать сторонние сервисы);
- снижаете вероятность ошибки;
- делаете конечную ссылку привлекательной для пользователей, по которой хочется перейти и не переживать за последствия.
Несомненно, utm_id - самая таинственная utm_метка среди всех существующих. Она была разработана более 15 лет назад вместе с другими стандартными переменными, однако массового распространения как ее сестры не получила, хоть функционально и дожила до наших дней. Но учитывая то, что сведения о utm_id появились в официальном и обновленном компоновщике UTM от Google, можно предположить, что мы увидим ее и в Google Analytics 4.