Методы подсчета конверсий в Google Analytics 4
12 апреля 2023 года в интерфейсе Google Analytics 4 появилась новая настройка - метод подсчета конверсий (conversion counting method). О том, что она из себя представляет, как влияет на количество ваших конверсий в отчетах GA4 и в каких случаях вам следует изменять метод подсчета по умолчанию, вы узнаете ниже.
Чтобы найти эту настройку, необходимо в интерфейсе вашего счетчика перейти в раздел Администратор и на уровне ресурса открыть раздел Конверсии.
Вы увидите список всех ваших событий, отмеченных как события-конверсии.
Нажав на иконку с тремя точками напротив любой конверсии, вы сможете воспользоваться новой опцией Метод подсчета конверсий:
На момент публикации этой статьи вы можете выбрать один из двух предложенных вариантов:
- Один раз на событие - по умолчанию и рекомендуется (событие учитывается как конверсия каждый раз, когда происходит);
- Один раз за сеанс (событие учитывается как конверсия только один раз за сеанс).
Сразу хотелось бы отметить важное - изменение одного метода подсчета на другой никак не влияет на исторические данные в вашем счетчике Google Analytics 4. Выбранный метод будет использоваться только для новых (будущих) событий-конверсий и не будет учитывать (не затронет) уже произошедшие.
Если выбор методов подсчета недоступен, значит у вас нет необходимых разрешений Google Analytics 4. Для изменения метода у вас должны быть права с ролью Редактор.
Теперь давайте рассмотрим каждый метод подсчета конверсий в GA4 подробнее.
Один раз на событие (Once per event)
При выборе этого метода событие учитывается как конверсия каждый раз, когда происходит. Например, если пользователь совершит 3 конверсии за один сеанс, в Google Analytics 4 будет зарегистрировано 3 конверсии:
Даже если пользователь совершит 3 конверсии за несколько сеансов (например, 1 конверсию в одном сеансе, а 2 конверсии в другом сеансе), то в GA4 все равно будет зарегистрировано 3 конверсии, поскольку метод подсчета выбран Один раз на событие:
При создании нового события или пометке существующих событий как конверсий в интерфейсе Google Analytics 4 всегда будет использоваться данный метод подсчета конверсию. Именно поэтому он отмечен как рекомендованный.
Один раз на сеанс (Once per session)
При выборе этого метода событие учитывается как конверсия, только когда оно происходит в первый раз в рамках одного сеанса. Например, если пользователь совершит 3 конверсии за один сеанс, в Google Analytics 4 будет зарегистрирована 1 конверсия (первая):
Если пользователь совершит 3 конверсии за несколько сеансов (например, 1 конверсию в одном сеансе, а 2 конверсии в другом сеансе), то в GA4 будет зарегистрировано 2 конверсии - по одной первой конверсии в рамках каждого сеанса:
Такой метод подсчета конверсий является устаревшим, поскольку использовался по умолчанию в предыдущей версии Google Analytics - Universal Analytics (GA3). Но Google решил его добавить и в GA4, дабы упростить пользователям процесс перехода со старого счетчика аналитики на новый. Один раз за сеанс - это то, как в ресурсах Universal Analytics подсчитывались достигнутые цели.
Данный метод подсчета мог быть выбран по умолчанию в вашем счетчике Google Analytics 4 для всех конверсий, которые были созданы на основе целей Universal Analytics:
- в автоматически созданном ресурсе GA4;
- с использованием инструмента переноса целей в Ассистенте настройки позднее апреля 2023 года.
Подробнее об этом читайте в официальной справке Google.
В отличие от события-конверсии, отмеченного как Один раз на событие, для события-конверсии с методом подсчета Один раз на сеанс в интерфейсе будет отображаться дополнительный значок, свидетельствующий об этом:
При ручном изменении метода подсчета конверсии Google выдаст вам уведомление такого типа: Чтобы наши алгоритмы учитывали каждую конверсию и регистрировали подробную информацию, рекомендуем выбрать метод "Один раз на событие"
Как метод подсчета влияет на данные в отчетах?
В качестве эксперимента вы можете создать два одинаковых события, но с разными методами подсчета, а затем сравнить данные в отчетах. Или создать одно событие уже на основе существующего, изменив ему метод подсчета.
Я рекомендую создавать или использовать такое событие, которое вам ясно даст понять различия. Это событие должно выполняться пользователем несколько раз за сеанс. Например, клик по какой-нибудь кнопке на вашем сайте или просмотр страницы. Если вы назначите два метода событию отправки формы, то, вероятнее всего, и различий в обоих метода подсчета конверсий вы не увидите, поскольку пользователи, как правило, оставляют заявку на сайте всего один раз за сеанс, и тогда данные по количеству будут совпадать, что в один раз на событие, что в один раз на сеанс.
Для примера я создам новое событие для страницы с моей электронной книги по Google Analytics 4, используя диспетчер тегов Google. А отслеживать буду клики по кнопкам Забрать книгу и Получить книгу во всех доступных местах:
Примечание: о том, как настроить событие на клик по кнопке с помощью Google Tag Manager, читайте в этом руководстве.
Настроив данное событие в GTM, я создам через интерфейс Google Analytics 4 на основе него новое событие - для метода подсчета Один раз на сеанс. Оригинальное же событие будет иметь метод подсчета конверсий по умолчанию - Один раз на сеанс. Вы можете сделать аналогично.
Для этого перейдите на уровне ресурса в раздел События и создайте новое событие из существующего. Задайте название специальному событию и условие совпадения, выбрав:
- параметр event_name;
- оператор равно;
- значение точно такое же, как и у оригинального события, для которого вы делаете копию;
Мое исходное событие для отслеживания кликов по кнопкам называется ga4button_download_event, поэтому условие совпадения будет соответствующее. А вот название я изменю на ga4button_download_session, поскольку новое событие будет с другим методом подсчета конверсий:
После проведения всех настроек в правом верхнем углу нажмите кнопку Создать. Таким образом, вы получите два события - исходное и новое, созданное на основе существующего.
Теперь оба события нужно отметить как конверсии. Поскольку с момента создания события до момента отображения первых данных в отчетах Google Analytics 4 может пройти 24 часа, вам необходимо перейти в раздел Конверсии и создать вручную новые конверсии для этих событий:
Сначала для одного, затем для другого. В таблице вы увидите два новых события-конверсии:
Теперь одному из событий, созданному для подсчета конверсий Один раз на сеанс, измените метод. В результате вы получите одно событие-конверсию со значком:
По моим наблюдениям настройка изменения подсчета конверсий вступает в силу не сразу. На ее обновление требуется некоторое время. Поэтому после того, как вы создали два события-конверсии и изменили для одного метод подсчета, вернитесь к продолжению эксперимента на следующей день. Так вы будете точно уверены, что обновления совершены.
Я сделал тоже самое - подождал день, а затем перешел на свой сайт и совершил три события, кликнув три раза на отслеживаемые кнопки. Потом я воспользовался инструментом DebugView, чтобы увидеть, как выбранный метод подсчета конверсий влияет на отображение данных в Google Analytics 4.
Первый клик по кнопке для обоих событий-конверсия DebugView засчитал конверсию:
Когда в рамках того же сеанса я совершил второй клик по кнопке, то DebugView зарегистрировал событие-конверсию только для ga4button_download_event, а для ga4button_download_session нет (только обычное событие), поскольку метод подсчета конверсии Один раз на сеанс учитывает событие как конверсию только тогда, когда оно происходит в первый раз в рамках одного сеанса, и оно уже было.
Думаю, вы уже поняли, какой будет результат после третьего, четвертого, пятого и т.д. клика по кнопке в рамках одного сеанса.
Если вы перейдете в отчет В реальном времени, то увидите различия в данных в карточке Конверсии для двух методов подсчета:
Когда статистика накопится, то в разделе Конверсии вы также будете видеть разные цифры:
Но проанализировав отчет по источникам трафика, связанных с сеансом, вы не увидите никаких различий между коэффициентом конверсии сеанса и коэффициентом конверсии пользователя между двумя этими событиями-конверсиями.
При выборе события-конверсии ga4button_download_event (Один раз на событие):
При выборе события-конверсии ga4button_download_event (Один раз на сеанс):
Да, количество конверсий в столбце меняется. Но вот сам коэффициент конверсии нет. Это означает, что в Google Analytics 4 используется все то же отслеживание на основе событий, и мы можем получать практически одинаковые результаты для любого типа конверсии.
Резюме
В рамках этой статьи мы с вами познакомились с двумя методами подсчета конверсий, которые были добавлены в интерфейс Google Analytics 4 в середине апреля - Один раз на событие и Один раз на сеанс. Первый используется по умолчанию и рекомендуется самим Google как основной способ подсчета количества событий-конверсий в GA4. Второй же, напротив, является устаревшим методом оценки количества конверсий, поскольку подход один раз на сеанс использовался в предыдущей версии GA3.
Но я не могу дать однозначного ответа относительно выбора того или иного метода. Все зависит от проекта и тех задач, которые вы решаете. Например, метод подсчета Один раз на сеанс может быть использован в том случае, когда вы хотите, чтобы лишь первый и единственный раз в сеансе был зарегистрирован просмотр какой-то конкретной страницы и события page_view, а не каждый раз. Зачем вам отслеживать дубли конверсий, когда пользовать нечаянно или нарочно обновляет по несколько раз страницу благодарности после отправки заявки, тем самым формируя "пустые" события-конверсии в вашем счетчике аналитики? Тогда есть смысл использовать метод подсчета из Universal Analytics. Или же если на вашем сайте есть кнопка, клик по которой открывает форму заявки для заполнения. Зачем вам отслеживать каждый клик пользователя по кнопке отдельным событием-конверсией? Может быть будет достаточно фиксировать это действие как один раз не сеанс? Здесь вы решаете для своего проекта самостоятельно.
Более того, проанализировав стандартные отчеты или построив Исследование, вы убедились, что Google Analytics 4 в своих расчетах использует все то же отслеживание на основе событий. Хоть разработчики Google и добавили в интерфейс метод подсчета конверсий Один раз на сеанс, сам принцип работы остался прежним. Просто чуть изменилось визуальное представление.