Первые шаги в Google Analytics 4: Ассистент настройки

21 октября, 2021

Если вы только делаете первые шаги и планируете перейти с предыдущей версии Google Analytics на новый Google Analytics 4, то проще всего это сделать с помощью ассистента настройки GA4.

Ассистент настройки GA4 (GA4 Setup Assistant) - это ваш помощник для освоения и настройки GA4, а также простого перехода с Universal Analytics (UA) на Google Analytics 4. Он стал доступен в отдельном меню на уровне ресурса в UA после выхода нового GA4.

Ассистент настройки в Universal Analytics

Раньше в Universal Analytics эта функция называлась Обновить до GA4 (Upgrade to GA4). Такой же инструмент есть в Google Analytics 4. В нем он называется просто Ассистент настройки и ссылается на ключевые настройки, которые рекомендуется выполнить в новом счетчике.

Ассистент настройки в Google Analytics 4

Если вы никогда не работали с Google Analytics и сейчас хотите добавить счетчик к себе на сайт, по умолчанию будет создан именно Google Analytics 4. Но вы также можете создать как старый, так и новый, так и добавить к своему ресурсу сразу оба. Подробнее о различных вариантах создания счетчика Google Analytics читайте в этой статье.

Если у вас установлен только Universal Analytics, то добавить новый GA4 можно с помощью ассистента настройки. Он будет собирать данные одновременно с существующим ресурсом Universal Analytics. При этом ваш счетчик Universal Analytics будет по-прежнему работать и собирать данные. Для этого перейдите в раздел Администратор - Ассистент настройки GA4:

Ассистент настройки GA4

Откроется страница, на которой будет предложено два варианта:

  1. создание нового ресурса типа Google Аналитика 4;
  2. связь нового ресурса (он же Web + App) с существующим ресурсом типа Google Аналитика 4.

Помощь при настройке Google Analytics 4

Поскольку вы создаете счетчик GA4 впервые, будет доступен только первый вариант настройки и в самом верху страницы в красной рамке отображен статус Не подключен. Второй способ связывания аккаунтов актуален только в том случае, если ранее у вас был создан Google Analytics 4. Возможно, когда-то вы пробовали добавить ресурс типа Google Analytics – Приложение и сайт (Web + App), который был представлен компанией Google в августе 2019 года (за год до официального релиза GA4), и теперь просто хотите связать новый ресурс с существующим счетчиком Google Analytics 4.

Но поскольку вы выполняете настройки впервые, подробнее рассмотрим создание нового ресурса Google Аналитика 4. Нажмите кнопку Начать. Откроется окно с мастером настройки и дополнительной информацией.

Мастер настройки

Если на вашем сайте используется тег gtag.js, вам будет предложен вариант Включить сбор данных с помощью существующих тегов. Однако если вы используете Google Tag Manager, конструктор сайтов или тег (код) на ваш сайт был добавлен с помощью библиотеки analytics.js, ассистент настройки не сможет повторно использовать существующий тег и опция будет неактивна.

После того, как вы нажмете кнопку Создать ресурс:

  • будет создан новый ресурс Google Analytics 4. Статистика в нем начнет собираться только после установки кода на сайт или в мобильном приложении;
  • в него будут скопированы основные настройки из Universal Analytics (название ресурса, URL сайта, часовой пояс и валюта);
  • будет создан подключенный тег сайта между Universal Analytics и Google Analytics 4, но только в том случае, если на вашем сайте используется тег gtag.js и вы выбрали вариант Включить сбор данных с помощью существующих тегов;
  • будет создана связь между Universal Analytics и Google Analytics 4. Вы сможете использовать ассистент настройки GA4, чтобы перенести конфигурации из UA в GA4;
  • будет активирована функция Улучшенная статистика, которая автоматически собирает дополнительные события, которые раньше приходилось настраивать самостоятельно: Прокрутка, Исходящие клики, Поиск по сайту, Взаимодействия с видео (YouTube), Скачивание файлов.

Страница ассистента настройки обновится, и на ней будет отображаться уведомление об успешной установленной связи между ресурсами и обновленный статус Подключен в зеленой рамке.

Установленная связь между ресурсами

Помимо этого вы увидите список связанных ресурсов. При текущей настройке - это один связанный ресурс Google Analytics 4. В любой момент вы можете отключить связь между этими ресурсами. Тогда:

  • вам нужно будет вручную обновлять настройки ресурса Google Analytics 4;
  • понадобится удалить подключенный тег сайта, если изначально они буду связаны, и вы захотите остановить передачу данных в Google Analytics 4.

При повторной установки связи как раз можно воспользоваться ассистентом настройки и выбрать второй способ Я хочу связать новый ресурс с существующим ресурсом типа "Google Аналитика 4". В этом случае вам будет доступна возможность выбора уже созданного счетчика GA4 из выпадающего списка:

Связь нового ресурса с существующим Google Analytics 4

С помощью кнопки Посмотреть ресурс GA4 вы можете перейти в ассистент настройки ресурса Google Analytics 4, чтобы скопировать новый код счетчика и добавить его на свой сайт или в мобильное приложение, чтобы он начал собирать данные.

Ассистент настройки состоит из следующих разделов:

Сбор данных:

  • Установка тега
  • Отслеживание пользовательских событий
  • Идентификатор пользователя
  • Улучшенная статистика

Настройки ресурса:

  • Активация сигналов Google

Связывание:

  • Установить связь с Google Рекламой
  • Установить связь с BigQuery

Аудитории:

  • Определение аудиторий

Конверсии:

  • Настройка отслеживания конверсий
  • Применение отслеживания результатов электронной коммерции (необязательно)

Управление доступом:

  • Управление пользователями

Google Analytics 4 использует глобальный тег сайта (gtag.js). Поэтому если вы использовали его в предыдущей версии Google Analytics (GA3) и он установлен у вас на сайте, ассистент настройки GA4 может повторно использовать существующие теги, то есть те теги, которые применяются в Universal Analytics. В таком случае вам не нужно добавлять код на страницы сайта вручную, потому что это будет сделано с помощью функции Подключенные теги сайта.

Другими словами, появление в 2017 году в Google Analytics глобального тега сайта (Global Site Tag, gtag.js) позволило унифицировать теги различных сервисов Google и упростить работу между ними:

  • analytics.js (Analytics);
  • conversion.js (AdWords, Ads);
  • Google Optimize;
  • остальные продукты.

Больше вам не нужно ставить полные коды от разных продуктов Google, чтобы передавать информацию между ними. Достаточно установить один код gtag.js и внести небольшие корректировки в коде (одна-две строчки кода) и в интерфейсе. Однако не забывайте, что если вы используете диспетчер тегов Google, и создаете различные теги для отправки данных в Google Analytics через интерфейс, то там используется библиотека analytics.js! Если необходимо использовать глобальный тег сайта, то его, как правило, устанавливают через тег типа Пользовательский HTML.

Примечание: последняя версия кода отслеживания в Universal Analytics - gtag.js. Но у вас на сайте может быть установлен код и более старой версии, например, analytics.js.

Последняя версия кода отслеживания в Universal Analytics - gtag.js

Если для ресурса Universal Analytics используется код analytics.js, ассистент настройки GA4 не сможет повторно применить существующий тег. Вам нужно будет вставить глобальный тег сайта (gtag.js) на страницы вашего сайта. Другими словами: код от Universal Analytics (analytics.js) и Google Analytics 4 (gtag.js) не будут связаны между собой. Хотя счетчик Google Analytics 4 поддерживает большое количество параметров конфигурации, доступных в Universal Analytics, они учитываются, только если входят в команду config. Подробнее о подключенных тегах сайта и принципе их работы читайте в официальной документации Google.

В зависимости от библиотеки Google Analytics, для установки нового кода Google Analytics 4 и работы старого Universal Analytics, выполните нижеописанные действия:

  1. определите, какая библиотека у вас установлена на сайте от счетчика Universal Analytics (analytics.js или gtag.js);
  2. если от Universal Analytics стоит gtag.js, то используйте функцию Подключенные теги сайта. Она автоматически свяжет ресурсы Universal Analytics и Google Analytics 4. Вы поставите один код от Universal Analytics и свяжете два ресурса между собой с помощью этой функции (1 и 2). Таким образом, статистика будет собираться в оба счетчика (и в UA, и в GA4);

Подключенные теги сайтов в Universal Analytics - счетчик G-xxxx

Примечание: если на одной странице у вас реализован тег gtag.js и Google Tag Manager, тег gtag.js необходимо разместить перед контейнером, чтобы подключенный тег сайта работал.

Код на всех отслеживаемых страницах вашего сайта будет иметь фрагмент идентификатора отслеживания, начинающегося на UA-:

Идентификатор ресурса с UA-

Функция Подключенные теги сайта позволяет не устанавливать вам отдельный код для Google Analytics 4, а сразу же передавать статистику с помощью уже установленного глобального тега сайта (gtag.js) от Universal Analytics.

Но если от Universal Analytics у вас стоит библиотека analytics.js, не используйте функцию Подключенные теги сайта, а просто установите два кода Google Analytics отдельно друг от друга.

Отдельные коды двух счетчиков (UA- и G-)

Если вы используете Google Tag Manager, то для Google Analytics 4 создайте тег типа Google Аналитика: конфигурация GA 4, добавив в него ваш идентификатор потока, который можно скопировать из Google Analytics 4 в разделе Потоки данных - Ваш поток - Идентификатор потока данных:

Тег GA4 в Google Tag Manager

Не забудьте сохранить изменения и опубликовать контейнер.

Остальные настройки в ассистенте настроек GA4 позволяют вам более гибко настроить счетчик Google Analytics. Например, событиям и конверсиям GA4 в моем блоге посвящено 7 статей (включая улучшенную статистику) и целое электронное руководство в формате pdf, которое можно скачать в моем Telegram-канале. Про Google Signals (сигналы Google) также есть несколько материалов, один из которых полностью посвящен этой настройке, а второй - идентификации пользователей в Google Analytics.

Настройка идентификатора пользователя (User ID) для Google Analytics 4 разбирается здесь. Установка связи между Google Analytics 4 и Google Рекламой в этой публикации. Создание аудиторий подробно рассматривается в этой статье. В управлении доступами для различных пользователей разбираемся тут. А все мои материалы по Google Analytics можно посмотреть по этой ссылке.
Метки:

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике