Удаление данных электронной почты и параметров запроса URL в Google Analytics 4

11 октября, 2023

3 октября 2023 года в Google Analytics 4 появилась новая опция, позволяющая исключать/удалять определенные данные из URL - электронную почту пользователя и любые параметры запроса, которые вы зададите самостоятельно в настройках счетчика. Как это сделать? Читайте ниже.

Не так давно я написал подробное руководство по удалению данных из Google Analytics 4. В нем затрагивались такие темы, как:

  • типы и примеры запросов на удаление данных;
  • как удаление данных влияет на другие функции GA4?
  • удаление данных конкретного пользователя из Исследования "Статистика пользователей";
  • удаление данных из Google BigQuery.

А еще чуть раньше в блоге я разбирал настройку, с помощью которой вы можете исключить любые параметры запроса URL, как с использованием Google Tag Manager, так и без. Но для этого нужно использовать специальную конструкцию gtag('config') и переопределить значение параметра события page_location. Именно в нем передаются все параметра запроса. Обязательно прочтите эти два материала:

Все дело в том, что в предыдущей версии Google Analytics (Universal Analytics, GA3) на уровне представления была функция Исключить параметры запроса URL, которая позволяла прямо в интерфейсе задавать нужные параметры и удалять их автоматически из URL-адресов. Так мы получали более правильную статистику в отчетах.

Исключить параметры запроса URL (в Universal Analytics)

Но представлений в Google Analytics 4 нет, как и не было такого функционала до 3 октября 2023 года. Теперь в вашем счетчике GA4 есть новая функция удаления данных. Найти ее можно, перейдя в раздел Потоки данных и выбрав веб-поток:

Потоки данных - Веб

В открывшемся окне в блоке События вы увидите новую опцию Удаление данных:

Удаление данных

Здесь вы можете выбрать данные для удаления:

  • электронную почту;
  • параметры запросов URL.

На момент выхода этой статьи настройка доступна только веб-потоков (сайтов).

Удаление данных электронной почты

Google очень трепетно относится к конфиденциальности данных пользователей и возможности самих владельцев сайтов повлиять на итоговое отображение информации внутри Google Analytics 4. Поскольку существует проблема, при которой в URL-адресах могут передаваться персональные данные пользователей (имя, фамилия, телефон, электронная почта и т.д.) в качестве дополнительных параметров, в GA4 теперь предусмотрена возможность удалять их автоматически после активации.

Предположим, на вашем сайте пользователи могут заказать товары или услуги. При оформлении заказа они заполняют форму, в которой указывают свои персональные данные, а затем отправляют ее вам. В некоторых случаях сведения о заказе передаются в ссылке как GET-параметры:

Данные о заявке передаются в ссылке после ее отправки

Или когда какой-нибудь сервис или платежный шлюз на стороне отправляет дополнительные данные в URL-адресе. Например, на моем сайте osipenkov.ru некоторое время назад интернет-эквайринг Тинькофф сохранял в явном виде данные моей организации (электронную почту, номер телефона, название организации и т.п.) и подставлял все это в ссылку.

В результате чего Google Analytics 4 регистрировал событие просмотра страницы page_view и передавал в отчеты информацию по параметру page_location, в котором сохранялся весь этот хвост:

URL-адрес, в котором Google Analytics 4 сохранил персональную информацию человека

Точно так же может происходить и с данными пользователей, посещающих ваш сайт. Получается, что приватность и безопасность нарушается, а сам GA4 в отчетах фиксирует запрещенные данные, что противоречит их же условиям использования Google Analytics. Именно поэтому Google добавил удаление данных электронной почты отдельной настройкой:

Удаление данных электронной почты

Теперь простым переключением вы можете сообщить Google, чтобы он удалял адреса электронной почты из данных о событиях. После ее включения рядом с настройкой удаления данных будет отображаться характерный статус, свидетельствующий об активности:

Статус электронной почты - active

Но, как вы понимаете, электронная почта - это не единственная информация, которая может передаваться в URL-адресе и сохраняться в отчетах Google Analytics 4. В page_location регистрируются абсолютно все параметры, которые присутствуют ссылке в момент совершения того или иного события. И чтобы гибко управлять результатами, в GA4 появилась еще одна опция выбора данных для удаления.

Параметры запросов URL

Активировав ее, вы сможете самостоятельно через запятую или с помощью переноса строки (клавиша Enter) указать нужные вам параметры запросов URL (до 30 штук), которые требуется исключить из Google Analytics 4.

Перечисление параметров запросов URL (до 30, регистр не учитывается)

Каждый параметр запроса URL содержит ключ и значение, разделенные знаком равенства. Например, в URL https://gtm-exam.ru/?name=Яков&email=ya.osipenkov@icloud.com ключи - это name и email, а значения - Яков и ya.osipenkov@icloud.com (см. скриншот выше). Их и можно указать в качестве параметров.

Удаление данных использует текстовые шаблоны для выявления строк, похожих на адреса электронной почты, в любом параметре события или параметре запроса URL, которые передаются в составы параметров событий page_location, page_referrer, page_path, link_url, video_url и form_destination. Новая настройка удаления данных выполняет проверку событий до того, как они будут собраны, и удаляет любой текст, который будет распознан как адрес электронной почты или как параметр запроса в формате ключ = значение. После удаления недопустимого текста выполняется обычный сбор данных.

Важно помнить, что Google перекладывает ответственность за соблюдение любых регламентов на владельцев сайтов, в том числе и за отслеживание конфиденциальной информации о пользователях, поэтому обязательно будьте начеку и старайтесь избегать подобных ситуаций. А чтобы нам было проще с обнаружением параметров, которые могут быть сохранены в URL-адресе, разработчики добавили инструмент проверки удаления данных.

В качестве примера я добавил два параметра запросов URL в список исключения - name и email, а в поле проверки удаления указал еще один - phone. Таким образом, ссылка получилась такого вида:

Нажав на кнопку Посмотреть удаление данных, Google отобразит итоговый результат с учетом удаленных параметров:

, где (redacted) - измененное значение параметра события.

Инструмент проверки удаления данных

Параметр phone передал значение 79169793610 полностью, поскольку он не был добавлен в поле исключения.

После того, как вы зададите все необходимые параметры запросов URL, не забудьте сохранить изменения, нажав в правом верхнем углу кнопку Сохранить. Рядом с настройкой удаления начнет отображаться новое уведомление, характеризующее использование 1 или нескольких ключей:

Статус ключей параметров запросов URL

В любой момент вы можете скорректировать окончательный список ключей параметров запросов URL или вовсе отключить новые функции, изменив положение переключателей.

Дополнительная информация по удалению данных

  • удаление данных выполняется на стороне клиента после того, как Google Analytics 4 изменит или создаст событие (выполняются на стороне клиента/в браузере пользователя), но до отправки на сервер Google;
  • удаление данных проверяет любые параметры запроса URL с кодировкой в формате URL, в том числе с любыми символами Unicode, которые поддерживаются браузерами;
  • удаление данных может ошибочно удалять строки, которые не являются адресами электронной почты, например, если в тексте есть символ @ и имя домена верхнего уровня;
  • удаление данных не анализирует значения в сегменте HTTP-header, (например, заголовок referer в некоторых старых браузерах может содержать параметры запроса);
  • удаление данных не сможет защитить от сбора информации, позволяющей идентифицировать личность, если сбор выполняется через Measurement Protocol или функцию импорта данных.

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике