Что такое Looker Studio (Google Data Studio) ?

22 января, 2023

Looker Studio (раньше Google Data Studio) – сервис компании Google, который позволяет создавать красивые и удобные отчеты для разных отделов и задач на основании различных источников данных. Впервые широкой публике был представлен в мае 2016 года.

11 октября 2022 года Looker и Google Data Studio объединили. Теперь пользователи смогут получать доступ и импортировать регулируемые данные из Looker в интерфейсе Data Studio, а также создавать визуализации и информационные панели для дальнейшего самостоятельного анализа. Отныне инструмент называется Looker Studio.

Зачем нужен Looker Studio?

Когда вы работаете с различными сервисами, будь то это продукты самого Google (например, Google Ads, Google Analytics, Google BigQuery, YouTube Analytics и т.д.) или сторонние решения (Яндекс.Директ, Яндекс.Метрика, Facebook *, ВКонтакте, myTarget и т.д.), вы, как правило, сталкиваетесь с ограничениями в функциональности этих инструментов.

* Деятельность американской компании Meta (бывшая Facebook) запрещена в России, организация признана экстремистской

Например, в Google Analytics 4 вы можете создать различные Исследования или отчеты на базе тех шаблонов, которые присутствуют в коллекции GA4, а также делиться существующими. Но они все равно будут не такими гибкими и информационными, как свои собственные. Во-первых, Google Analytics предоставляет не такой большой набор визуализаций, которые есть в Looker Studio (Google Data Studio). В основном, это табличные значения, графики и круговые диаграммы с параметрами и показателями.

Во-вторых, если вам потребуется создать какой-нибудь показатель на основе стандартных метрик Google Analytics 4, то вы не сможете этого сделать. Для этого вам потребуется выгрузить данные в стороннюю систему (например, в Google Таблицы или настроить интеграцию с Google BigQuery), и только после этого создать запрос или написать нужную формулу.

В-третьих, не всегда в одном инструменте присутствуют все данные, которые требуются при принятии решений. Например, при построении сквозной аналитики статистика выгружается не только из рекламных кабинетов Facebook, Google Ads, YouTube, Яндекс.Директа, ВКонтакте и т.д., но также берется информация из CRM/ERP-систем и объединяется с данными счетчика аналитики определенным образом. «Засунуть» все, что необходимо в Google Analytics у вас не получится. Для этого существуют лучшие варианты объединения данных вне аналитического инструмента.

В-четвертых, предоставить доступ к итоговому отчету в силу вышеописанных ограничений так же не всегда представляется возможным. Исследования Google Analytics 4 будут доступны для всех пользователей ресурса в режиме чтения, а не для кого-то одного. Стандартные отчеты счетчика доступны тем, у кого есть доступ к ресурсу GA4. Другими словами, настроить гибко отчетность и предоставить доступ другим пользователям к какой-то одной части данных нельзя.

Ну и самое главное — если вы используете множество сервисов и инструментов в своей работе, выгружая данные из разных мест и при этом сводя их все вручную, то вам каждый раз требуется много времени на выполнение одних и тех же операций, которые можно автоматизировать — выбор правильного диапазона дат, экспорт данных, приведение этой информации в правильный формат, загрузка данных в общую таблицу, сведение статистики, построение визуализаций и т.д. Именно сервисы визуализации данных, такие как Looker Studio, Yandex DataLens, Microsoft Power BI, Tableau и другие позволяют сделать все это и существенно упростить построение отчетности внутри компании.

Looker Studio (Google Data Studio)

В основе работы Looker Studio (Google Data Studio) лежит как раз простота создания различных визуализаций (диаграмм, чартов, таблиц, географических карт), возможность сбора всех данных в одном месте (из разных аналитических и рекламных систем, ERP/CRM и т.д.), отслеживание ключевых показателей эффективности (KPI), влияющих на прибыль в вашей компании, а также предоставление доступа к отчету различным людям (руководителю, сотрудникам и т.д.).

Пример отчета Looker Studio (Google Data Studio)

Отчет можно брендировать — добавить логотип, название организации, использовать шрифты, стили и цветовые темы, присущие компании. Его можно сделать интерактивным, добавив фильтры просмотра и элементы управления диапазонами дат.

Отчеты в Looker Studio являются динамическими, то есть при обновлении источника подключения новые данные автоматически отобразятся во всех визуализациях. Кроме того, отчеты доступны для совместного использования. Вы можете предоставить людям разрешение на просмотр отчетов и/или разрешить им вносить изменения или просто просматривать сам отчет.

У Google есть своя собственная галерея шаблонов, где размещены примера отчетов для различных продуктов компании — Google Analytics, BigQuery, Google Таблицы, YouTube Analytics, Google Реклама, Search Console, Дисплей и Видео 360, Поисковая реклама 360.

Галерея шаблонов

В интернете вы также можете найти всевозможные шаблоны и дашборды сторонних разработчиков, как в бесплатной версии, так и купив понравившийся шаблон для нужного вам сервиса.

Еще Looker Studio поддерживает сторонние визуализации партнеров. Они размещаются в галереи сообщества.

Визуализации партнеров

Если вы обладаете навыками программирования и желаете разработать свою визуализацию, а затем поделиться ею с другими, вы можете воспользоваться руководством разработчиков Looker Studio.

Преимущества и недостатки

Основные преимущества использования Looker Studio:

  • бесплатное использование;
  • постоянные обновления;
  • быстрая интеграция с продуктами Google (большое количество различных источников подключений и всевозможных коннекторов);
  • использование SQL-запросов;
  • возможность создавать собственные параметры и показатели на основе различных формул;
  • совмещение данных из различных источников (например, объединить данные из вашей CRM-системы с данными из рекламы или счетчика аналитики);
  • доступ к шаблонам с уже готовыми настройками (Google имеет собственную галерею шаблонов, содержащую готовые отчеты для собственных сервисов. Вы можете их взять за основу при построении своего собственного дашборда);
  • готовые темы (оформление отчета в нужной стилистике);
  • дополнительные решения от сообщества разработчиков, включая визуализации и шаблоны отчетов.

Однако недостатки у сервиса тоже есть:

  • нет возможности получить отчет без интернета, поскольку все данные обновляются в режиме реального времени онлайн;
  • большие отчеты – сильная нагрузка на компьютер;
  • плохое визуальное отображение на некоторых смартфонах (нет мобильного приложения, верстка не адаптивна).

Коннекторы

С помощью Looker Studio вы можете легко создавать отчеты по данным из самых разных источников без знаний программирования.Всего за несколько минут вы можете подключиться к таким наборам данных, как:

  • базы данных, включая BigQueryMicrosoft SQL ServerAmazon RedshiftMySQL и PostgreSQL;
  • продукты Google: Looker, Google Таблицы, Google Analytics 4,  Google Реклама, Google Опросы, Search Console, YouTube Analytics, линейка 360 и другие;
  • загрузка файлов из CSV и Google Cloud Storage;
  • сторонние решения (Facebook Ads, Reddit, LinkedIn Ads, Twitter Ads, Kaggle, Snowflake, Criteo, AdRoll, Analytics Canvas и другие);
  • совмещенные данные из любой комбинации источников с помощью функции объединения данных.

Коннекторы Google

Такие источники подключения к вашим данным называются коннекторами (connectors).

Сервисы-аналоги

Если рассуждать о том, где можно в принципе визуализировать собственные данные, то, безусловно, в этот список можно добавить следующие инструменты:

  • Microsoft Excel;
  • Google Таблицы;
  • Microsoft Power BI (до текущих событий в мире был очень популярен в России);
  • Tableau (распространен в Европе и мире);
  • QlikView и Qlik Sense;
  • Yandex DataLens (бесплатный сервис визуализации и анализа данных от Yandex Cloud, стремительно набирающий популярность в России).

Однако нельзя сравнивать обычные таблицы Excel и Google с полноценными решениями бизнес-аналитики. Нужно понимать, какое место отведено каждому из этих инструментов.

В последние годы стали популярны так называемые BI-системыBI (Business Intelligence) — инструменты по переводу большого количества информации в форму, пригодную для бизнес-анализа и которая понятна человеку. Цель BI-систем — интерпретировать большое количество данных, заостряя внимание лишь на ключевых показателях эффективности, моделируя исход различных вариантов действий и отслеживая результаты принятия решений.

Согласно исследованиям аналитической компании GartnerMicrosoft Power BI признается лидером в области BI-систем и платформ аналитики четыре года подряд. В 2022 году он безоговорочно занял первое место среди всех инструментов на рынке.

Microsoft Power BI — лидер BI-систем (Gartner)

Как ни странно, но Google Data Studio не был самостоятельным BI-решением и никогда не относился к этому классу. Он был просто сервисом для создания интерактивных отчетов, куда можно загрузить данные из разных источников. Google Data Studio можно назвать нишевым продуктом, он никогда не претендовал на лавры BI-систем, поскольку никогда к таковым не относился. Компанию на рынке платформ BI-аналитики всегда представлял другой продукт — Looker. Но когда Google объединил два сервиса в один (Looker и Data Studio), то создал очень мощную и полноценную BI-систему, конкурента Tableau и Power BI.

Примечание: компания Saleforce в 2019 года купила Tableau за 15,7 миллиардов долларов, а Google в том же году приобрел Looker за 2,6 миллиарда долларов.

Применение Looker Studio

Где можно применять Looker Studio? При решении каких задач? Какую отчетность можно создавать в нем? На мой взгляд, это три самых важных вопроса, которые вы будете задавать себе перед началом использования данного инструмента.

Отчеты, которые вы можете создавать, различны. Их условно можно разделить на несколько типов:

  • операционные — отображают быстро меняющиеся со временем данные (мониторинг показателей);
  • аналитические — используются для нахождения трендов, оценки ситуации и принятия дальнейших решений;
  • стратегические — используются для определения направления деятельсти компании, выявления проблем в структурных единицах и постановки задач по их исправлению.

Можно разделить отчеты и по тематикам:

  • рекламные отчеты (Facebook, myTarget, Яндекс.Директ, Google Ads, ВКонтакте и другие);
  • отчеты по SEO-трафику (органический поиск);
  • аналитические отчеты (источники трафика, мониторинг страниц, поведение пользователей, конверсии, цели, события и т.д.);
  • отчеты по e-commerce (транзакции, популярные товары, средний чек, количество покупок и т.д.)
  • отчеты из CRM-системы (данные о продажах, товарная номенклатура, план/факт);
  • сквозная аналитика (совмещение рекламной статистики, аналитической информации и данных из CRM/ERP-системы);
  • отчеты отдела продаж (менеджеры, количество сделок, звонков, доход от сделок и т.д.)
  • комбинация отчетов из разных тематик.

Или по сотрудникам вашей компании:

  • для маркетолога (данные по его трафику);
  • для аналитика (данные по всем типам трафика);
  • для отдела продаж (статистика по продажам);
  • для разработчика (доступность сайта, нагрузка на сайт, скорость открытия страниц, 404 ошибки, роботы и т.д.)
  • для руководителя (данные по ключевым показателям эффективности, панель KPI).

Как видите, применение Looker Studio самое разнообразное. В других материалах нашего блога мы подробно разберем каждый из типов отчетов.

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике