Электронная торговля в Google Analytics

20 декабря, 2017

Для владельцев интернет-магазинов помимо стандартных параметров и показателей (сеансы, глубина просмотра, показатель отказов, средняя длительность сеанса и т.д.) доступна возможность отслеживания данных о покупках и транзакциях пользователей. Эта функция в Google Analytics называется электронная торговля (e-commerce).

Она позволяет в отчетах собирать статистику по доходу, среднему чеку, популярности товаров, времени и количеству сеансов до покупки.

Например, пользователь на вашем сайте добавил товар в корзину и приступил к его оформлению. Если оно прошло успешно, его перенаправляет на так называемую страницу «Спасибо (thank-you)», на которой размещена информация о номере заказа (ID заказа) и дате оформления.

Электронная торговля Google Analytics

"Страница благодарности"

Данные по этому заказу придут в отчеты Google Analytics. И так по каждой транзакции, каждому шагу последовательности (например, Корзина -> Страница доставки -> Страница оплаты -> Страница Спасибо и т.д.). Кроме этого в отчетах мы сможем увидеть:

  • весь процесс покупки в виде отдельных этапов: все посещения, посещения с просмотром карточки товара, посещения с добавлением товара в корзину, посещения с началом процесса оформления заказа и посещения, которые закончились
  • эффективность списков, каталогов и блоков товаров, используемых на сайте (например, общий каталог, блок рекомендованных товаров или блок с акциями, товаром дня);
  • что пользователь добавлял или удалял из корзины;
  • возвращался ли он с каждого шага на предыдущий и в связи с чем это было связано;
  • какие товары на сайте являются «лидерами продаж» и сколько их было продано за определенный период времени (день, неделя, месяц и т.д.).

В Analytics существует два варианта электронной торговли: «обычная» и расширенная (Enhanced Ecommerce). Основное отличие заключается в количестве предоставляемой информации в отчетах, более гибкой настройке под свои нужды, а также тем, что стандартный модуль был реализован на библиотеке ga.js, а новые функции расширенной электронной торговли появились с выходом analytics.js.

Например, вот список некоторых отчетов, которые доступны в стандартной версии:

  • Обзор: данные по основным показателям – доход, транзакции, средняя стоимость заказа, коэффициент транзакции и т.д.
  • Эффективность товаров: данные по к каждому отдельному товару – доход, количество покупок, средняя цена, идентификатор продукта, категория продукта и т.д.
  • Эффективность продаж: доход с разбивкой по ID заказа и дополнительным показателям – налоги, стоимость доставки, сумма возврата и т.д.

Enhanced Ecommerce является усовершенствованной версией своего предшественника и в ней открывается ряд других отчетов:

  • Поведение покупателей: общий процесс покупки, который проходит каждый пользователь сайта;
  • Поведение при оформлении покупки: можно проследить поведение пользователей в течение всего процесса оформления покупки по каждому из шагов последовательности;
  • Раздел «Маркетинг»: внутренняя кампания, купон заказа, купон товара, код партнера (рассмотрим в отдельной главе).

На практике из-за большего количества представляемой информации в отчетах устанавливается именно расширенная электронная торговля Google.

В статистике по электронной торговле указываются данные о транзакциях и товарах. По транзакциям можно передавать:

Электронная торговля Google Analytics

Данные по транзакциям

Данные об отдельных товарах могут передавать:

Электронная торговля Google Analytics

Данные по отдельным товарам

Для внедрения на сайт Enhanced Ecommerce (расширенной электронной торговли) Google Analytics можно использовать два метода настройки:

  • через код отслеживания;
  • с помощью Google Tag Manager.

В данной статье рассматривается классический первый метод настройки для интернет-магазинов на различных CMS-платформах.

Примечание: было бы неправильным с моей стороны в статьях, посвященных инструменту Google Analytics, вести повествование о совершенно отдельном продукте Google. Несомненно, Tag Manager является отличным инструментом и заслуживает не меньшего внимания, чем его коллега. Однако настройку с помощью GTM я сознательно опускаю в данной статье.

Сразу хотелось бы сказать, что независимо от того, какой вариант настройки выберите, при отсутствии знаний в программировании и разработке вам так или иначе предстоит вести диалог с людьми, которые имеют об этом глубокое представление и смогут помочь вам во внедрении дополнительного кода на сайт. Если такого специалиста в штате у вас нет, не поскупитесь и заплатите деньги какому-нибудь фрилансеру один раз. В долгосрочной перспективе эти инвестиции вернуться с лихвой.

Важно! Плагин расширенной электронной торговли не следует использовать вместе с плагином обычной электронной торговли (ecommerce.js) на одном ресурсе. Это может плохо сказаться на сборе данных о покупках и транзакциях.

Переходим к настройке расширенной электронной торговли.

  • в панели администратора выбираем нужно представление;
  • в разделе «Настройки электронной торговли» изменяем статус на «Вкл.» и сразу включаем отчеты по сопутствующим товарам;
Электронная торговля Google Analytics

Включение расширенной электронной торговли и дополнительных отчетов

На втором шаге нам предложат включить часть отчетов для расширенной электронной торговли и задать ярлыки для страниц. Это последовательность этапов перехода от страницы к странице на вашем сайте. Например, с момента просмотра карточки товара до конечной страницы «Спасибо за заказ». Вполне возможно, что количество шагов будет отличаться от данного примера.

Электронная торговля Google Analytics

Маркировка этапов оформления заказов для отчетов

Вы сможете просматривать отчеты по расширенной электронной торговле в разделе «Конверсии». Эти ярлыки будут использоваться только на графике в Google Analytics для повышения его информативности в отчетах «Поведение покупателей» и «Поведение при оформлении покупки».

После завершения нажимаем кнопку «Отправить». Теперь необходимо на соответствующие страницы разместить коды Google Analytics.

Все e-commerce данные отправляются событиями. С выходом глобального тега сайта gtag.js написание команд претерпело некоторые изменения, но сам принцип работы остался прежним.

В данной статье мы не будем подробно рассматривать процесс добавления кода на конкретные страницы и вставлять куски кода из руководства разработчиков Google в материал. Ограничимся лишь списком событий:

  • Product impressions - показы продуктов;

Для отслеживания показов продукта отправляется событие view_item_list.

  • Product clicks - переход на страницу продукта;

Для отправки кликов по продуктам используется событие select_content.

  • Product details view - просмотр страницы продукта;

После клика по продукту пользователь попадает на его страницу с детальной информацией. Для отслеживания просмотра detail page доступно событие view_item с данными о продукте.

  • Additions to and removals from shopping cart - добавление и удаление продукта из корзины;

Для добавления в корзину отправляется событие add_to_cart, а для удаления из корзины remove_from_cart.

  • Promotion impressions - показ рекламы товара на сайте;

Применяется событие view_promotion.

  • Promotion clicks - клик по рекламе на сайте;

Для отправки кликов по рекламе используется событие select_content.

  • Checkout – корзина;

Для первого шага в корзине отправляется событие begin_checkout.

  • Purchases – покупка;

Для последующих шагов в корзине доступно событие checkout_progress.

  • Refunds - возврат.

Для полной отмены транзакции используйте событие refund, а для частичной отмены отправьте refund с продуктами, которые были возвращены.

Подробнее про подключение расширенной электронной торговли через gtag.js читайте по ссылке: https://developers.google.com/analytics/devguides/collection/gtagjs/enhanced-ecommerce

Примеры внедрения Enhanced Ecommerce для самой популярной на текущий момент библиотеки analytics.js разобраны здесь: https://developers.google.com/analytics/devguides/collection/analyticsjs/enhanced-ecommerce

Обязательно подключите плагин ec.js, который позволяет отслеживать весь процесс покупки, описанный выше. Команда должна быть выполнена после подключения счетчика, но до отправки информации электронной торговли. Команда выглядит так:

ga('require', 'ec');

Примечание: все приведенные коды в руководстве и значения, которые там подставлены в id, name, category, price и т.д. являются лишь примером. Скопировав без каких-либо изменений этот код и вставив себе на сайт, он не заработает. Поэтому, если вы не разбираетесь в нюансах настройки и боитесь испортить, еще раз хорошенько подумайте о привлечении знающего человека к этому процессу.

Настройка расширенной электронной торговли различна и для CMS-платформ. Например, для самых популярных движков интернет-магазинов, таких как: 1C-Битрикс, OpenCart, Magento, PrestaShop, плагин WooCommerce для WordPress в маркетплейсах есть готовые решения, благодаря которым процесс настройки сводится к нескольким простым действиям. Возможно не для всех, но по крайней мере для части из них точно. Если вы используете одну из таких CMS-систем, есть смысл присмотреться к таким модулям.

Электронная торговля Google Analytics

Популярные CMS-движки для интернет-магазинов

Для проверки установки Enhanced Ecommerce есть как минимум два решения:

  1. GA Debugger – расширение для браузеров, которое позволяет видеть информацию, передающуюся в Google Analytics при загрузке страницы и при различных действиях пользователя;
  2. Google Tag Assistant.

Не забудьте сделать тестовый заказ и посмотреть отчеты по совершенной транзакции. Данные должны поступить в Google Analytics в течение 15-20 минут.

Отчеты по расширенной электронной торговле находятся в отдельном разделе «Конверсии».

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике