Usage Trends для Google Analytics

12 мая, 2019

В своей практике мне часто приходиться выгружать данные из интерфейса Google Analytics в Excel и Google Таблицы, производить с ними преобразования, строить диаграммы, искать зависимости различных переменных и т.д. А чтобы спрогнозировать какое-либо событие на основе уже имеющихся данных, я люблю использовать линию тренда.

Однако для того, чтобы ее построить, не обязательно экспортировать данные. Достаточно воспользоваться инструментом Usage Trends, который доступен по адресу ga-dev-tools.appspot.com/usage-trends/

Но перед тем, как мы с ним познакомимся, давайте определимся с терминологией. Итак, всю работу с данными можно свести к цикличности.

Usage Trends

Цикличность работы с данными

Веб-аналитик сначала собирает данные с помощью различных инструментов (например, Google Analytics и Яндекс.Метрика), затем он их анализирует, ведет наблюдение (1). В случае очевидных отклонений, трендов (2) причем как в «лучшую», так и в «худшую» сторону, им выдвигаются гипотезы, предположения (3). Потом наступает этап тестирования, который призван повлиять на текущую ситуацию (4). Через некоторое время после эксперимента происходит анализ полученных результатов (5). И если тест оказывается "удачным", происходит внедрение тех самых изменений (6). Затем цикл вновь повторяется.

Тренд – это основная тенденция изменения чего-либо, например, временного ряда (в математике), курса валют (в финансовом секторе) или конверсии сайта (в интернет-маркетинге), которая определяется путем обработки статистических данных и установления на их основе тенденций роста или спада исследуемого параметра / показателя.

Тренды могут быть описаны различными уравнениями — линейными, логарифмическими, степенными и т.д. Тренд может быть восходящим (идет вверх), нисходящим (идет вниз), а также горизонтальным (боковой, нейтральный, флэт). Про последний говорят, что тренд отсутствует.

Usage Trends

Виды трендов

Тип тренда также может быть основным (первичным, длится 1-3 года), вторичным (промежуточным, длится от 3-х недель до 3-6 месяцев) или незначительным (краткосрочным, сезонным, длится меньше 3-х недель).

Поиск и анализ трендов очень важен. Благодаря ему вы можете измерить эффективность рекламных кампаний за длительный промежуток времени, понять, как изменился трафик за последний год, сравнить эти тенденции с другими каналами (SEO vs Контекстная реклама vs Прямые заходы), есть ли улучшения в поведенческих метриках пользователей, растет ли конверсия с мобильных устройств после внесения правок и т.д. С помощью трендов можно также прогнозировать будущие продажи и другие события.

Давайте разберем простой пример. В отчете Google Analytics мы заметили нисходящий тренд по коэффициенту конверсии за определенный период времени. Данные по месяцам:

Usage Trends

Данные по месяцам

Данные по неделям:

Usage Trends

Данные по неделям

Данные по дням:

Usage Trends

Данные по дням

Тренд явно является не краткосрочным. Напрашивается вопрос: что произошло с сайтом, из-за чего коэффициент конверсии так резко упал 17 октября, что больше никогда не стал прежним? Изменили логику отслеживания транзакций? Стало больше нецелевого трафика? Или что-то еще?

Правильный ответ сразу дать сложно. Необходимо посмотреть на данные под различными срезами, построить дополнительные отчеты, поднять исторические сведения, поговорить с командой и узнать о глобальных изменениях на сайте.

В данном примере тренд очевиден. Но бывают случаи, когда рассматриваемый период берется шире, скачков на графике гораздо больше, и не всегда удается определить на глаз, является ли тренд восходящим или нисходящим. В таком случае определение тренда производится с помощью построения линий тренда.

Usage Trends

Линии тренда в Google Таблицах

Линия тренда (трендовые линии) представляют собой геометрическое отображение средних значений анализируемых показателей, полученное с помощью какой-либо математической функции.

Трендовые линии являются линиями поддержки (для восходящего тренда) и сопротивления (для нисходящего тренда).

В Excel и Google Таблицах существует большое количество разновидностей линий тренда: линейная аппроксимация, экспоненциальная аппроксимация, полиномиальная аппроксимация, логарифмическая аппроксимация, степенной ряд, скользящее среднее.

Usage Trends

Типы линий тренда

Подробнее о каждом типе и способах применения линий тренда читайте в официальной справке Microsoft Office.

Инструмент Usage Trends для Google Analytics автоматически добавляет линии тренда на графики. Таким образом, вам не нужно будет выгружать данные в Excel или Google Таблицы, чтобы их нанести. В Usage Trends используется линейная аппроксимация, то есть уравнение вида y = kx+b (уравнение прямой).

При наведении курсора мыши на график будет отображаться уравнение прямой в этой точке.

Usage Trends

Уравнение прямой на графике в Usage Trends

Чтобы воспользоваться инструментом Usage Trends, необходимо перейти по ссылке и авторизоваться через тот аккаунт, на котором числится ваш счетчик Google Analytics.

Usage Trends

Click here to authorize

Если вы еще не вошли в учетную запись, то Google сначала попросит вас войти.

Usage Trends

Вход и разрешение на использование приложения

На 1 шаге выберите аккаунт, ресурс и представление Google Analytics, данные которого Usage Trends будет использовать для построения графиков и линий тренда. На 2 шаге выберите:

  • параметр (Dimension);
  • показатель (Metric);
  • временное ограничение (Time Frame) – за последние 6 месяцев, год, 2 года и 3 года;
  • максимальное количество результатов (от 2 до 10).
Usage Trends

Настройки Usage Trends

Если вы не знаете, какие параметры выбрать, используйте подсказки Google, а затем нажмите «Create trend report».

Usage Trends

Подсказки Google

Проскроллив чуть ниже, вы увидите все результаты (All Results).

Usage Trends

All Results

Данные отображаются в виде общего процента показателя, который мы выбрали на этапе настройки. В моем примере – это «Сеансы». По данным этого графика можно сказать, что трафик из органического поиска Google за последние 6 месяцев колеблется в пределах 30-50% от общего количества.

  • Ось X (абсцисс) – временной интервал, который измеряется неделями (6 месяцев – от 0 до 25 недели, 1 год – от 0 до 52 недель);
  • Ось Y (ординат) - % от общего числа, который мы выбрали раннее.

Прокрутив страницу ниже, вы увидите разбивку результатов по каждому из параметров.

Usage Trends

Сравнение google / organic и yandex / organic

Исходя из данных органического поиска моего блога, можно наблюдать ярко выраженную тенденцию роста трафика в yandex / organic. Однако по google / organic первоначальный рост замедлился, а теперь показывает даже небольшое падение (см. на линию тренда).

По умолчанию в настройках Usage Trends предлагается вывести 5 результатов. Но мы можем выбрать как 2, так и 10.

Usage Trends

Выбор количества результатов

В этом случае не все параметры могут отображаться на графике «Все результаты». С помощью специальных стрелок мы можем переключаться между различными результатами.

Usage Trends

Переключение между результатами

Как и при создании специальных отчетов в Google Analytics, или при выгрузке данных в Google Таблицы, в Usage Trends не все показатели и параметры сочетаются между собой. Если вы попытаетесь взять две метрики, которые относятся к разным уровням данных, возникнет ошибка.

Usage Trends

Ошибка 400

Полный список допустимых комбинаций параметров и показателей приведен в этой статье. Чтобы предотвратить подобные ошибки, проверяйте метрики на совместимость.

Ошибка может возникать и тогда, когда вы выбираете метрику, по которой в вашем представлении нет данных.

Usage Trends

Ошибка: нет данных

Usage Trends – инструмент для неагрегированных данных Google Analytics, который позволяет отслеживать изменения параметров и показателей с течением времени, а также облегчает поиск трендов путем визуализации исследуемых величин и построении линии тренда в виде прямой.

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике