Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

26 марта, 2020

Классический пример отслеживания видео YouTube с помощью встроенных переменных и триггера в Google Tag Manager.

Видеоформаты стремительно набирают популярность. Instagram, YouTube, Snapchat, TikTok, прямые эфиры - все это стало частью нашей жизни. Потребление видеоконтента продолжает расти в геометрической прогрессии. Увеличивается и количество устройств просмотра.

В связи с этим владельцы бизнесов стараются использовать видеоформат при продвижении собственных товаров и услуг. Кто-то создает промо-ролик, где рассказывает о своем продукте и его преимуществах, а кто-то заводит отдельный YouTube-канал, чтобы максимально долго удерживать контакт с целевой аудиторией.

Несомненно, контент такого типа очень сильно повышает вероятность покупки именно у вас, поскольку многие пользователи перед совершением оплаты предпочитают увидеть продукт вживую. YouTube - это как раз простое и эффективное решение донесения информации о товаре/услуге до конечного покупателя. А оставляя комментарии под видео, зрители формируют мнение, которое может служить мощным мотивирующим фактором при принятии решения относительно покупки не только для себя, но и для других пользователей.

Вспомните ролики с распаковкой товаров у Aliexpress, Joom, когда за коротенькое 15-20 секундное видео под красивую музыку показывают вам ускоренную распаковку какой-нибудь посылки. Или, наоборот, 10-15 минутные подробные видеообзоры конкретных товаров, которые заказывают производители у разных блогеров. А уж смотреть на распаковку игрушек на камеру от детей - вообще прелесть! К слову, это один из самых популярных жанров в детском сегменте YouTube.

Все это подтверждает тренд на видео. В последнее время я все чаще и чаще замечаю интернет-магазины, у которых к товарам добавлены не только изображения, но и видео.

Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

Видеообзор товара в интернет-магазине

Такой подход позволяет не только повысить интерес пользователя к данному продукту, но и может служить триггером к увеличению конверсии. Еще запуск видео на сайте способствует повышению основных поведенческих факторов (длительность сеанса, снижение показателя отказов), а как следствие, улучшению ранжирования в органической выдаче.

Видео можно сделать самостоятельно (если есть навыки и желание), а можно заказать у специалиста. Однако прежде, чем это делать, можно загрузить простое, пробное и посмотреть как пользователи на него реагируют, настроив отслеживание с помощью Google Tag Manager.

Сделать это с появлением в 2017 году встроенных переменных и триггера стало совсем просто. До этого маркетологам и веб-аналитикам приходилось как-то выкручиваться: писать собственный скрипт для прослушивания событий, либо использовать готовый, любезно предоставленный на github каким-нибудь энтузиастом.

Давайте пройдемся по всем настройкам. Для начала на вкладке Переменные активируйте все встроенные переменные из раздела Видео.

Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

Переменные типа "Видео"

Затем перейдите на вкладку Триггеры и создайте триггер типа Видео YouTube.

Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

Триггер "Видео YouTube"

Google Tag Manager добавил 8 переменных в эту категорию:

  1. Video Provider — название платформы видео (YouTube);
  2. Video Status — статус видео в момент регистрации события. Может быть: Start, Complete, Pause, Seek, Buffering, Progress;
  3. Video URL — URL-адрес, ссылку на видео YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=...);
  4. Video Title — название видео;
  5. Video Duration — общая продолжительность видео (в секундах);
  6. Video Current Time — текущее время видео (в секундах), в которое произошло событие;
  7. Video Percent — значение воспроизведенного видео (в процентах) на момент, когда сработало событие;
  8. Video Visible — значение видимости видео в окне браузера. Если видео отображается в области просмотра, результатом будет значение true, если же в другой области (например, в нижней части страницы, на фоновой вкладке) – false.

В настройках триггера отмечаем то, что хотим отслеживать:

Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

Настройки триггера "Видео YouTube"

Триггер имеет встроенные события:

  • Начало (Start) – пользователь начинает просмотр видео;
  • Завершение (Complete) – пользователь достигает конца видео;
  • Приостановка (пауза), перемотка, буферизация (Pause, Seeking, Buffering) – пользователь останавливает, перематывает видео или когда происходит буферизация;
  • Ход просмотра (Progress) – пользователь проходит процентный (заданный в поле) или временный порог (время измеряется в секундах). Целые положительные числа указываются через запятую, как на скриншоте выше.
  • Дополнительно -«Включить поддержку JavaScript API для всех видео YouTube». Установив этот флажок, вы включите YouTube iFrame Player API. В результате ко всем URL видеопроигрывателя YouTube будет добавлен параметр enablejsapi = 1 для управления проигрывателем через iframe или JavaScript.
  • Активировать триггер по событию: DOM Ready (gtm.dom). Можно выбрать один из 3 способов начала отслеживания - Container Load (gtm.js) - после загрузки страницы, DOM Ready (gtm.dom) - после обработки модели DOM и Window Load (gtm.load) - после загрузки контента страницы.

Подробнее о параметрах проигрывателя YouTube и IFrame Player API читайте в официальной документации Google.

Примечание: ход просмотра относится ко всей длине видео. Поэтому когда вы настроите триггер на процентные пороги (например, на 25%, 50%, 75%), или на временные пороги (например, на 15, 30, 60, 120 секунд), он сработает и в случае перемотки пользователем на соответствующую метку. Другими словами: условия непрерывного просмотра видео здесь нет.

В качестве триггера активации можете задать все видео или некоторые.

Сохраните настройки триггера. Для того, чтобы передавать как можно большее количество информации в Google Analytics одним тегом, необходимо создать пользовательскую переменную типа Таблица поиска. Принцип работы переменной схож с конструкциями if..else и switch-case. Ее конфигурация будет выглядеть так:

Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

Таблица поиска

Как работает таблица поиска?

  1. Задается входная переменная. В этом примере - {{Video Status}};
  2. Далее идет проверка по таблице поиска и входным данным;
  3. Если переменная {{Video Status}} принимает одно из значений из таблицы (start, pause, progress и т.д.), то входная переменная {{Video Status}} примет значение из поля Результат. В этих полях мы прописываем названия по своему усмотрению;
  4. Если значение переменной {{Video Status}} не найдено среди таблицы поиска, то будет использовано значение по умолчанию (если указано в настройках). В этом примере - {{Video Status}}.

Примечание: напротив значения progress рекомендую прописать:

  • название (например, Просмотрел);
  • переменную процентов просмотра {{Video Percent}};
  • значок процента %.

Вместо таблицы поиска можно использовать переменную типа Собственный код JavaScript, которая выглядит так:

Сохраните настройки переменной. Она понадобится нам для следующего шага: настройки тега Google Аналитика - Universal Analytics с типом отслеживания Событие.

Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

Тег Universal Analytics

В качестве Категории можете задать произвольное значение. Я использую YouTube. В поле Действие добавьте созданную на предыдущем шаге таблицу поиска {{Video Actions}}. В Ярлыке события рекомендую передавать данные о названии видео {{Video Title}} и его URL {{Video URL}}, разделив их между собой тире "-". Триггер активации - Видео YouTube (см. выше).

Перед публикацией тега следует проверить корректность его настройки с помощью режима отладки.

Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

Проверка в режиме предварительного просмотра GTM

В режиме предварительного просмотра будет доступна информация по всем 8 переменным:

    1. Video Provider — название платформы: youtube;
    2. Video Status — статус видео: start;
    3. Video URL — ссылка на видео YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=oVbUAmJ3_x8;
    4. Video Title  — название видео: Быстрые советы как правильно использовать Deeper?;
    5. Video Duration — продолжительность видео (в секундах): 221;
    6. Video Current Time — текущее время видео (в секундах), в которое произошло событие: 0;
    7. Video Percent — значение воспроизведенного видео (в процентах) на момент, когда сработало событие: 0;
    8. Video Visible — значение видимости видео в окне браузера: true.

Переменная таблицы поиска {{Video Actions}} приняла удобочитаемое значение Начал просмотр, которое мы указали в выходных данных напротив стандартного start. На вкладке Data Layer можно увидеть, как переменные получают доступ к уровню данных и считывает ключи, которые задаются триггерами Видео YouTube.

Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

Data Layer

При правильной настройке в отчетах Google Analytics В режиме реального времени будут отображаться наши отслеживаемые события:

Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

В режиме реального времени

Посмотреть на все события можно в разделе Поведение – События – Лучшие события. Выбрав Ярлык события в качестве основного или дополнительного параметра, вы увидите название видео и URL-адрес.

Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

Ярлык события в качестве дополнительного параметра с названием видео и URL

Иногда с помощью данного способа видео YouTube не отслеживаются и события не передаются. Это может быть связано с тем, что ваш сайт загружает контент динамически (например, во всплывающем окне) или у видео есть изображение, на которое нужно нажать перед тем, как видео начнет проигрываться.

Такое происходит не очень часто. Но если вы обнаружите, что видео не отслеживаются, попробуйте добавить следующую строчку кода в тег типа Пользовательский тег HTML. Триггер активации - All Pages (Все страницы).

В Google Tag Manager:

Отслеживание видео YouTube с помощью GTM

Пользовательский тег HTML

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике