Экзамен по Яндекс.Метрике на 100 из 100
Планируете сдавать экзамен по Яндекс.Метрике? В этой статье расскажу свой опыт прохождения сертификации на 100% по всем темам в 2021 году.
В начале каждого месяца на протяжении последних 4 лет я прохожу экзамен по Яндекс.Метрике, чтобы обновить файл и оставить его в актуальном состоянии для маркетологов, которым необходим заветный сертификат в агентстве, для тендеров или собственного портфолио.
Предыдущие мои прохождения:
Делаю я это исключительно для поддержания себя в тонусе и забавы ради. До какого-то момента меня вовсе не интересовал итоговый результат по % правильных ответов. Ну сдал и сдал. Набрал более 80% по каждой теме (=помог другим) - получил сертификат с уникальным номером, и молодец!
Но в какой-то момент мне этого показалось мало, и я решил поставить себе цель пройти сертификацию Яндекс.Метрики и набрать 100% по всем темам. Причем сделать это не единожды, а собрать максимальный список вопросов и получить по всем ним правильные ответы. Думаю, нет на свете больше таких "персонажей", кто готов один и тот же экзамен проходить по 10 раз в день даже в том случае, если ошибся в 1 вопросе из 50? А вопросы в экзамене меняются. Хоть их и 50 в прохождении, но всего я собрал уже более 140 различных вариантов.
Примечание: о своем истинном отношении к экзаменам Яндекса я развернуто написал в этом материале, когда рассказывал о способах прохождения теста с прокторингом. Советую прочитать, чтобы вы лучше поняли мою точку зрения по данному вопросу.
Сейчас я не хочу затрагивать моральную сторону вопроса, а желаю сосредоточиться только на прохождении Яндекс.Метрики. Надеюсь, мой личный опыт сдачи экзамена на 100 из 100 по всем темам отобьет у вас желание делать то же самое. Но если вдруг захочется проверить себя или дойти до высшей степени совершенства, то в моем Магазине вас ждет долгожданный файл. С его помощью вы сможете лучше подготовиться к сертификации. В конце концов можно, сделать сотню попыток, собрать список, прорешать его и далее уже пройти по готовому.
Самое сложное в прохождении возникало тогда, когда в вопросе было несколько правильных вариантов ответов, и ты до конца не понимаешь какие именно. А отвечая неверно, тебе еще нужно попытать счастья попасть на этот же вопрос в другой попытке. Иногда вопросы попадались так редко, что мне приходилось создавать по 20 новых аккаунтов Яндекса, чтобы в тесте появился тот же самый вопрос, на который ты ответил неправильно, чтобы снова попробовать ответить на него, но уже верно.
Темы с предыдущих прохождений и 2020 года остались прежними:
- Теория: как Метрика обрабатывает данные (5 вопросов)
- Настройка сбора аналитических данных (15 вопросов)
- Работа с целями и сегментами (10 вопросов)
- Анализ источников трафика (10 вопросов)
- Анализ юзабилити сайта (5 вопросов)
- Использование данных в рекламе и сквозная аналитика (5 вопросов)
Планка в прохождении не изменилась — все те же не менее 80% по каждой из тем. То есть можно ошибиться 1 раз — в первой теме, 3 раза — во второй, 2 раза — в третьей и четвертой, по 1 разу — в пятой и шестой. То есть ответите правильно на 40 из 50 вопросов и получите сертификат!
Название темы отражает ее содержание. В 2018 году было много опечаток в вопросах и орфографических ошибок, как будто вопросы готовили впопыхах. В 2019 году уже стало лучше, сейчас я заметил только в одном вопросе ошибку в слове:
Причем она так и кочует из экзамена в экзамен, никто ее не исправляет.
Пока я проходил экзамен десятки раз, нашел еще несколько закономерностей: 15 вопрос в тесте - это всегда вопрос с изображением, а последние 3 вопроса из блока Анализ источников трафика - это вопросы с ссылками на отчеты тестового аккаунта Яндекс.Метрики.
Вопросы в темах практически не изменились за последние 1,5 года. Вы можете увидеть даты в формулировках за 2019 год (а иногда встречаются и за 2018):
Я заметил только пару новых вопросов по сравнению с предыдущим годом в теме Теория: как Метрика обрабатывает данные. В вопросах этой категории присутствуют ссылки на отчеты. Вы по ним переходите, открывается демо-аккаунт Яндекс.Метрики, в котором вам необходимо совершить некоторые манипуляции с отчетом (сделать группировку, добавить новый показатель, выбрать цель и т.д.).
Наиболее часто встречаются вопросы про: вебвизор, источники трафика (как значимые, а какие нет), цели и события, термины/определения (что такое конверсия, группировка, новые посетители и т.д.) и атрибуты электронной торговли (в теме Настройка сбора аналитических данных). Именно на эти темы я рекомендую делать основной упор при подготовке.
В экзамене много вопросов на знание справки или каких-то редких и нетривиальных задач, которые вы в своей жизни могли делать 1-2 раза, не запоминая нюансов. Например, вопросы такого типа:
- Вебвизору запрещена запись элемента 1. Как записать содержимое элемента 2, который находится внутри элемента 1
- В каком отчете можно посмотреть название IP-сети посетителя?
- По клику на товар на сайте раскрывается галерея фотографией товара с разных ракурсов. Открытие галереи нужно засчитать как переход на отдельную страницу. Какой метод счетчика следует использовать?
- При помощи какого параметра можно проверить корректность установки счетчика через отладочное сообщение в консоли?
- и т.д.
Поэтому если вы планируете собственными силами пройти экзамен по Яндекс.Метрике, нужно будет ознакомиться со списком материалов для подготовки. Возможно, что не обновляя экзамен, команда Яндекса готовит нам в этом году глобальное обновление сертификации по Яндекс.Метрике в виде теста с прокторингом, как в свое время это было для Яндекс.Директа. Там и появятся новые вопросы. Кто знает...
Я сдал этот экзамен уже больше 100 раз за 4 года, поэтому многие вопросы уже отложились в памяти и на них я отвечаю машинально, не задумываясь. Но все же в экзамене попадались интересные вопросы, которые заставляли остановиться и подумать. Например, такой: Ссылка на отчёт. Даты: июнь 2019 года. Сколько посетителей вернулось на сайт в июне 2019 из тех, кто заходил на сайт в апреле 2019 с поисковых систем? Отчет строится в два действия при условии, что вы знаете на каком уровне организации данных это делается и как добавить дополнительное условие в виде интервала и типа источника одновременно.
Я подготовил для вас список ответов на самые частые вопросы, которые у вас могут возникнуть до начала прохождения экзамена по Яндекс.Метрике:
Можно ли пройти экзамен на 100% по всем темам?
Как видите, да
Как пройти экзамен на 100 из 100?
Пройти его много раз. Только упорство и труд позволит вам совершить это восхождение без каких-либо ошибок и погрешностей. Но перед этим задайте себе вопрос: А нужно ли вам это? Только за последние 3 дня я сделал это более 30 раз, чтобы собрать все вопросы и перепроверить ответы, а сколько суммарно потратил времени на Метрику - не сосчитать. В каких-то вопросах есть несколько вариантов ответов (причем их довольно много по экзамену). Получается, что количество неверных вариантов увеличивается, следовательно, увеличивается и количество попыток сдать экзамен.
А если гуглить во время экзамена?
Это не так просто, поверьте. Даже гуглить во время сдачи экзамена вам не поможет, потому что много вопросов с нестандартной формулировкой (нет в справке Яндекса), а ответы в интернете неправильные.
У меня базовые знания в работе с Метрикой. Смогу ли я пройти экзамен?
Если речь идет о просто прохождении и получении сертификата, то да, конечно. Если вы хотите сдать его на 100 из 100, то начального уровня не хватит, поскольку как я писал ранее, в экзамене присутствуют редкие и нетривиальные задачи, с которыми начинающие специалисты могли никогда не сталкиваться.
Сколько уникальных вопросов в экзамене?
В одном экзамене 50, а всего я собрал более 140 различных вопросов
Что мне дало прохождение экзамена на 100% и сбор всех правильных ответов по Метрике? Моральное удовлетворение, знание того, что до меня подобное никто не делал (или делал?). И, пожалуй то, что я пока единственный обладатель всех правильных ответов в сети, поскольку другие сайты или продавцы выкладывают ответы, в которых содержатся ошибки. Так что доверяйте только тем, кто добился в определенной области лучших результатов! А больше 100 из 100 не бывает 😉