Настройка User ID для Google Analytics 4 с помощью GTM
Настройка User ID для веб-сайта и нового счетчика Google Analytics 4 с помощью Google Tag Manager.
В предыдущей статье я подробно описал принцип работы уникального идентификатора пользователя (User ID) и процесс его настройки с помощью Google Tag Manager для предыдущей (текущей) версии Google Analytics (Universal Analytics). С появлением нового типа ресурса Google Analytics 4 (GA4) сама настройка User ID изменилась, однако действия, которые следует выполнить для GA4, во многом основаны на том способе, а сама работа по отслеживанию User ID делится на две части:
- настройка разработчика;
- настройка интернет-маркетолога/веб-аналитика в Google Tag Manager и Google Analytics.
Другими словами: определение User ID программно (работа программиста) для веб-сайта не изменилась вовсе, а вот настройки в GA4 и GTM поменялись, поскольку изменился подход в отслеживании событий, создании специальных параметров и показателей, а также конфигурации тегов в Google Tag Manager и Google Analytics. Но если вы поймете, как это работало для счетчика Universal Analytics, то изменить настройки User ID для Google Analytics 4 не составит труда.
Одной из главных "фишек" нового Google Analytics 4 как раз является кроссплатформенное отслеживание действий пользователей как на сайте, так и в мобильном приложении. Но в отслеживании этой функции для веб-сайта и мобильного приложения есть отличие: на сайте вы должны явно устанавливать User ID для каждого запускаемого события (например, с помощью тега Google Аналитика: событие GA 4 в Google Tag Manager), а в мобильном приложении User ID автоматически сохраняется после его первоначальной установки. Таким образом, мобильные приложения обрабатывают идентификатор пользователя как особое свойство пользователя (User property name), которое будет активироваться со всеми событиями после его установки.
Эта статья посвящена настройке User ID для веб-сайта и нового счетчика Google Analytics 4 с помощью Google Tag Manager и будет основана на предыдущем материале, так как шаги отслеживания повторяются. Я рекомендую открыть параллельно две статьи и вкладки браузера, чтобы вам было легче выполнять настройку.
Алгоритм настройки User ID для Google Analytics 4 с помощью Google Tag Manager
На первом шаге вы отправляете техническое задание разработчику с просьбой передать идентификатор пользователя на уровень данных, взяв за основу этот код:
1 2 3 4 |
<script type="text/javascript"> window.dataLayer = window.dataLayer || []; window.dataLayer.push({'user_id':'{ID пользователя на сайте}'}); </script> |
, где ID пользователя на сайте означает функцию, возвращающую ID залогинненого пользователя.
После этого начинается работа интернет-маркетолога/веб-аналитика. Первым делом настройте переменную уровня данных. Имя переменной вводите такое же, как и в коде уровня данных, который вы отправляли разработчику (не путать с названием события!):
Для запуска тега вы можете воспользоваться триггером Модель DOM готова или Окно загружено, либо же попросить разработчика разместить код с User ID над контейнером Google Tag Manager, как можно ближе к тегу <head>. Тогда и триггер Просмотр страницы (Page View) можно будет использовать в качестве активации тега Google Analytics 4, поскольку в переменной user_id уже будет информация об идентификаторе авторизованного пользователя.
Поскольку User ID в системе сайта - это, как правило, целое число (но не всегда, у вас может быть другой вариант!), то я использую триггер с таким условием:
В моем примере - если User ID пользователя больше 0 (то есть пользователь авторизовался под своим идентификатором), то срабатывает триггер и данные передаются в Google Analytics. В противном случае триггер не срабатывает, тег не активируется, и данные не передаются.
Рекомендация: при создании переменной User ID не устанавливайте значение по умолчанию, например not-logged (не авторизован). Если User ID не существует, его вообще не следует устанавливать. Проговорите этот момент с вашим разработчиком.
До текущего шага все настройки одинаковы вне зависимости от типа счетчика (GA4 или Universal Analytics). Но теперь начинаются отличия:
- в Universal Analytics для отслеживания всех обращений авторизованных пользователей можно было создать отдельное представление User-ID. В Google Analytics 4 такой сущности, как представление, нет. В отчетах GA4 мы можем добавить сравнение, чтобы провести анализ действий, например, всех пользователей, и только тех, кто был авторизован на сайте между собой;
- с выпуском Google Analytics 4 изменился подход в работе аналитических инструментов и произошел переход с традиционной модели Сеансы/Просмотры страниц к модели Событие/Параметр. Соответственно, теперь мы передаем данные не как просмотры страниц, а как события с параметрами и их свойствами;
- в Universal Analytics мы настраивали специальный параметр User ID, которому назначали определенную область действия - Пользователь, Сеанс, Hit или Товар. Новая версия Google Analytics позволяет создавать пользовательские определения (специальные параметры и показатели), но для области специальных параметров теперь всегда будет установлен уровень хита (Hit), потому что событие, фактически, это и есть конкретный хит (обращение). Сеансам в GA4 отводится незначительная роль;
- поскольку Google Analytics 4 - это новый тип ресурса, то и для отслеживания этой функции в Google Tag Manager необходимо выбрать другой тег;
- в Google Analytics 4 существует специальная настройка, которая позволяет задать идентификатор отчета по умолчанию: По User ID и типу устройства или Только по типу устройства.
Давайте разберемся более подробно. На первом шаге в новом Google Analytics 4 перейдите в раздел Идентификатор отчета по умолчанию и выберете По User ID и типу устройства:
Пользователь, который заходит на ваш сайт через несколько устройств, будет иметь свой псевдоидентификатор (идентификатор-псевдоним, он же user_pseudo_id) для каждого устройства, даже если они вошли в систему.
- для событий с веб-сайта user_pseudo_id - это идентификатор клиента Google Analytics.
- для событий из мобильного приложения user_pseudo_id - это идентификатор экземпляра Firebase.
Он пригодится для экспорта данных в Google BigQuery (если планируете использовать в работе).
Если в Google Analytics 4 вы еще не включили сбор данных для сигналов Google (Google Signals), то сделать это можно в разделе Настройки данных - Сбор данных - Начать - Продолжить - Активировать.
Рекомендую также подтвердить согласие с условиями сбора пользовательских данных, которое находится на этой же странице внизу. Просто нажмите на кнопку Я подтверждаю.
Вообще в новом Google Analytics используется несколько уровней (способов) идентификации уникального пользователя:
- User ID - настройка, которая разбирается в этом материале;
- Mobile Advertising ID (мобильный рекламный идентификатор) - настройка применима только в Google Ad Manager и в мобильных приложениях, поскольку вместо файлов cookie в Ad Manager используются сбрасываемые идентификаторы, которые предоставляет операционная система мобильного устройства. Это AdID в Android и IDFA в iOS. Идентификаторы позволяют разработчикам и маркетологам отслеживать действия пользователей и использовать эти данные для управления рекламой, а также расширяют возможности таргетинга и показа объявлений. Это значение предоставляется операционной системой устройства и будет использоваться всеми приложениями, работающими на текущем устройстве. А начиная с iOS 14 (сентябрь 2020 г.) Apple требует, чтобы пользователи предоставляли разрешение, прежде чем приложения смогут получить доступ к мобильному рекламному идентификатору. Подробнее читайте в этой статье;
- Google Signals - на основе агрегированных данных о пользователях, включивших персонализацию рекламы, Google Analytics создает общую модель поведения на нескольких устройствах. При этом учитываются данные о пользователях, а не о сеансах. Для создания модели поведения не требуется настройка User ID;
- Device ID (уникальный идентификатор устройства) - уникальный идентификатор рекламы, который соответствует уникальному идентификатору устройства. Если он существует, то вернет это значение, а если нет, то вернет значение псевдоидентификатора пользователя.
Возвращаемся к настройкам Google Analytics 4. Создайте специальный параметр (по аналогии с Universal Analytics) в разделе События - Все события:
Нажмите Настроить пользовательские определения, а затем Создать специальный параметр.
В отличие от создания специального параметра Universal Analytics, где нужно было добавить Название, Область действия и поставить галочку Активная, в Google Analytics 4 требуется заполнить всего два поля:
- Имя параметра события (должно содержать только буквы, цифры и символы подчеркивания, а также начинаться с буквы. Пробел использовать нельзя);
- Название специального параметра, которое будет отображаться в отчетах.
Сохраните изменения. Вернитесь в Google Tag Manager и создайте тег типа Google Аналитика: событие GA 4. В поле Тег конфигурации укажите Google Analytics 4 или Нет - идентификатор введен вручную, а затем в поле Идентификатор показателя добавьте переменную с ID счетчика GA4.
Самое интересное начинается дальше. Это поле Название события. Еще со времен внедрения Global Site Tag разработчики Google заложили в Google Analytics целый ряд событий и параметров, ознакомиться с которыми вы можете по ссылке. Для Google Analytics 4 справка по событиям находится по этой ссылке. Также события разделены на различные категории:
- Автоматически регистрируемые события
- События: все ресурсы
- События: розничная и электронная торговля
- События: работа, образование, местные предложения, недвижимость
- События: путешествия (гостиницы/авиарейсы)
- События: игры
Примечание: в Google Analytics 4 нет таких компонентов события, которые есть в Universal Analytics: Категория, Действие и Ярлык события. Они заменены системой событий, параметров и свойств пользователя. Подробнее о событиях в Google Analytics 4 будет разобрано в отдельных материалах.
Для отслеживания User ID подойдет событие login с параметром method из событий для всех типов ресурсов (можно создать и свое собственное). Оно означает, что пользователь вошел в систему.
Примечание:
- если вам не подходит событие из списка рекомендованных и автоматических, создайте его самостоятельно, указав уникальное название;
- параметр method можно не передавать с событием, либо же, наоборот, можно использовать несколько параметров с другими названиями.
Таким образом, наш тег типа Google Аналитика: событие GA 4 будет иметь такую конфигурацию:
, где:
Название события - login;
Параметры события:
- Название параметра - UserID (название специального параметра, добавленного на предыдущем шаге в GA4);
- Значение - переменная уровня данных, в которую подставляется значение уникального идентификатора пользователя на сайте.
Триггер активации - Модель DOM готова. Сохраните изменения.
Если вы перейдете в режим предварительного просмотра, предварительно авторизовавшись на сайте под своей учетной записью, то увидите примерно следующее:
В свойствах тега вы увидите данные по названию и параметрам передаваемого события, включая имя специального параметра и его значение. Мой идентификатор (User ID) в момент авторизации на сайте был 338.
Проверить корректность передачи данных можно несколькими способами:
1. с помощью отчета В режиме реального времени
В одном из блоков найдите событие login. Кликните по нему. В итоговом списке вы должны увидеть созданный ключ параметр события (название) User ID.
Нажмите на него. Провалившись на еще один уровень, отобразиться значение параметра:
Количество событий будет изменяться каждый раз, когда будет совершаться событие и срабатывать тег в Google Tag Manager. В моем примере оно будет меняться всякий раз при активации триггера Модель DOM готова, то есть при каждой загрузке страницы.
2. с помощью DebugView
Очень интересный функционал Google Analytics 4, который позволяет просматривать данные о событиях в реальном времени для устройств отладки.
При выполнении определенных действий все хиты будут отображаться на шкале времени. С каждым событием передается ряд параметров и их значений. При желании вы можете выбрать конкретное событие и посмотреть, какие данные передались вместе с ним.
Данные по событиям можно посмотреть в отчете События - Все события. Выбрав конкретное событие (в нашем примере - login), вас перенаправит в раздел Вовлечение - События:
Вы можете выбрать название параметра (в нашем примере UserID), чтобы посмотреть какое количество событий произошло за последние 30 минут.
Описанная выше настройка была реализована с помощью стандартного события login и созданного специального параметра UserID. Но это еще не все способы отслеживания.
В отчете также можно добавить сравнения для сопоставления статистики об авторизованных и неавторизованных пользователях. Перед этим необходимо в Google Tag Manager добавить параметр user_id в Поля, которые необходимо задать для тега Google Analytics 4, который будет отправлять данные в аналитику при каждом обращении:
Еще также добавьте свойство пользователя в Google Analytics 4 в разделе Настроить - Свойства пользователя. Нажмите Создать свойство пользователя. Оно пригодится вам для фильтрации данных в отчетах и для аналитики мобильных приложений на iOS/Android.
Сохраните изменения и перейдите в DebugView. Авторизуйтесь на сайте и убедитесь, что ваш идентификатор пользователя (User ID) на шкале времени показывается оранжевым цветом. В моем примере - это все тот же user_id = 338:
Сохраните все настройки. Также вы можете видеть данные по свойству пользователя в отчете В режиме реального времени:
Примерно через 24 часа в Google Analytics 4 вам станет доступна возможность создать отчет в Центре анализа, а также Добавить сравнение в отчете по событиям.
Добавьте сравнение для сопоставления статистики об авторизованных и неавторизованных пользователях с помощью опции Добавить сравнение (1), затем установите настройки на:
- Включить (2);
- Вход с ИД польз. (3);
- Значения параметров - yes (4);
Нажмите Применить.
В результате вы получите отчеты, которые разбиты по заданным условиям:
Если этого не сделать, будут показываться данные обо всех пользователях независимо от статуса авторизации.
В отчетах только об авторизованных пользователях могут наблюдаться некоторые расхождения, поскольку Google Аналитика дедуплицирует записи о пользователях:
- количество пользователей может быть меньше;
- значения показателей для отдельных пользователей могут быть больше.
В сравнении также можно добавить условия по созданным раннее специальному параметру и свойству пользователя:
В центре анализа можно создать отчета типа Исследование и добавить в него несколько параметров и показателей. Например, такие:
Сам центр анализа похож на специальные отчеты в предыдущей версии Google Analytics, только наиболее гибкие в настройке. Чуть подробнее я описывал настройки в материале, посвященному выходу нового типа аккаунта в интерфейсе Google Analytics – Веб-сайты и приложения.
Если у вас в GA4 настроено несколько потоков данных (для мобильного приложения и веб-сайта), и вы настроили User ID и там и там, то для кроссплатформенного отслеживания используйте отчеты раздела Технология.
Проверку передачи идентификатора пользователя (User ID) также можно осуществить с помощью консоли разработчика в браузере Google Chrome на вкладке Network (Сеть). Убедитесь, что параметр uid передается при каждом обращении (collect?v=) в новый счетчик Google Analytics 4:
P.S. Материал будет обновляться. Если вы нашли ошибки и неточности в публикации, пожалуйста, напишите мне на почту ya.osipenkov@icloud.com