Отслеживание глубины прокрутки в Google Analytics 4 с помощью Google Tag Manager

05 апреля, 2022

В этой статье рассмотрим процесс отслеживания глубины прокрутки в Google Analytics 4 с использованием Google Tag Manager.

Обновление: я выпустил электронное руководство по Google Analytics 4. Бесплатно скачать его можно в формате .PDF по ссылке.

Прокрутка от улучшенной статистики

Google Analytics 4 предоставляет возможность отслеживать различные типы событий:

  1. автоматически регистрируемые события - события, которые Google собирает автоматически после создания и установки счетчика;
  2. улучшенная статистика - дополнительные события, которые Google также собирает автоматически, но при условии, что в настройках ресурса вы включили эту функцию (предназначены только для веб-потоков);
  3. рекомендуемые события - события, которые уже заложены в систему Google Analytics 4 для различных видов деятельности со стандартными именами и параметрами, прописанные в официальной документации, но которые вам необходимо донастроить под свои задачи;
  4. специальные события - события, которые вы создаете самостоятельно под свои нужды.

Улучшенная статистика включают в себя отслеживания следующих событий: page_view (просмотры страниц), click (исходящие ссылки), view_search_results (поиск по сайту), video_ (взаимодействие с видео YouTube), file_download (скачивание файлов) и scroll (прокрутка).

События улучшенной статистики

Активировать их можно на этапе регистрации счетчика Google Analytics 4 или же в настройках самого ресурса, в разделе Администратор - Ресурс - Потоки данных. После этого соответствующие типы событий начнут фиксироваться при их достижении и отображаться в ваших аналитических отчетах.

Примечательно то, что событие прокрутки (scroll) будет срабатывать каждый раз, когда пользователь будет прокручивать страницу вниз до конца и достигать 90% порога. Вместе с этим событием будет передаваться параметр события percent_scrolled со значением 90.

По умолчанию в GA4 отслеживается только 90% вертикальной прокрутки

Именно такой % вертикальной прокрутки в улучшенной статистике является триггером для срабатывания события и передачи этой информации в Google Analytics 4. И никакой другой.

В диспетчере тегов Google это отслеживание сопоставимо с настройкой триггера Глубина прокрутки с 90% порогом:

Триггер "Глубина прокрутки" с глубиной вертикальной прокрутки - 90%

Только теперь не нужно все это настраивать вручную, активировать переменные, создавать триггер и добавлять тег: Глубина прокрутки на 90% отслеживается по умолчанию в Google Analytics 4 после активации улучшенной статистики.

Отслеживание прокрутки в Universal Analytics

Если вы хотите узнать, как настроить глубину прокрутки в Universal Analytics (GA3) с помощью диспетчера тегов Google и без него, рекомендую прочитать эти два материала:

Есть и другой, не менее интересный вариант настройки, который придумал и реализовал Максим Гапчук, автор блога analytics-tips.com. Его решение (чуть более сложное, но более точное) позволяет отслеживать глубину скроллинга и время на активной вкладке веб-страницы.

Но вернемся к GA4.

Отслеживание прокрутки в Google Analytics 4

У вас есть два варианта того, как вы можете поступить:

  1. передавать другие значения прокрутки (10, 25, 50, 75 и т.д.) в то же самое событие scroll, название которого уже заложено в систему, но с разными параметрами события;
  2. передавать пороговые значения прокрутки (10, 25, 50, 75 и т.д.) для каждого события отдельно. Например, регистрировать событие scroll_10, событие scroll_25, событие scroll_50 и т.д.

В первом случае вы можете упереться в квоту создания специальных параметров (50 на уровне события) для одного ресурса Google Analytics 4. А во втором - на количество уникальных названий событий (500). Хотя именно лимит на события с определенными названиями для веб-потоков опроверг Julius Fedorovicius (analyticsmania.com) в своем twitter'е.

Так или иначе, как вы будете поступать, зависит только от вас. Будете вы иметь одно событие и один специальный параметр, или же несколько названий событий под каждое значение прокрутки. Ниже мы разберем каждый способ подробно.

Отключение улучшенной статистики

Поскольку мы с вами будем самостоятельно настраивать глубину прокрутки с помощью Google Tag Manager, в событии Прокрутка улучшенной статистики нет необходимости. Поэтому перейдите в раздел Администратор - Ресурс - Потоки данных. Выберите свой веб-поток.

Администратор - Ресурс - Потоки данных

Затем щелкните на значок шестеренки:

Настройки улучшенной статистики

И отключите отслеживание прокрутки:

Отключение прокрутки

Сохраните изменения.

Активация переменных

Первое, что обязательно следует сделать - это активировать встроенные переменные. Перейдите в Google Tag Manager и включите переменные типа Прокрутка:

Активация встроенных переменных

  • Scroll Depth Threshold - возвращает значение порога прокрутки;
  • Scroll Depth Units - возвращает значение в пикселях (pixels) или процентах (percent);
  • Scroll Direction – возвращает значение направления прокрутки (vertical или horizontal);
Настройка триггера

Теперь создайте триггер типа Глубина прокрутки. Я предлагаю отслеживать вертикальную прокрутку с пороговыми значениями 25,50,75,90%. Эта конфигурация является наиболее распространенной среди всех отслеживаемых.

Триггер "Глубина прокрутки"

Реже используют 10, 25, 50, 75, 100%, но тоже допустимо. Вы можете изменить проценты и использовать свои собственные настройки. Сохраните триггер.

Создание тега

На заключительном шаге создайте тег типа Google Аналитика: событие GA4. Его настройка будет зависеть от того, какой из описанных выше вариантов вы выберите для себя:

  • передавать значения прокрутки (10, 25, 50, 75 и т.д.) в событие scroll, но с разными параметрами события;
  • передавать значения прокрутки (10, 25, 50, 75 и т.д.) для каждого события отдельно.

Рассмотрим оба варианта.

Событие scroll и разные параметры события

Если вы хотите передавать значения прокрутки (10, 25, 50, 75 и т.д.) в предопределенное Google Analytics событие scroll, но с разными параметрами события, тогда вам нужно настроить тег следующим образом:

Тег с событием scroll и параметром события percent_scrolled

  • Тег конфигурации - ваш Google Analytics 4
  • Название события - scroll
  • Параметр события - percent_scrolled
  • Значение - {{Scroll Depth Threshold}}

В качестве триггера активации выберите триггер глубины прокрутки, созданный на предыдущем шаге. Он будет одинаков для обоих вариантов настройки. Сохраните тег.

Каждый раз, когда посетитель превышает определенный порог прокрутки на вашем сайте, который вы добавили в триггере глубины прокрутки, этот тег события срабатывает, и вместе с событием прокрутки scroll отправляется параметр события percent_scrolled с зафиксированным в этот момент значением в переменной Scroll Depth Threshold (25,50,75,90).

Для того, чтобы в ваших отчетах Google Analytics 4 отображались дополнительные данные по событиям, вам необходимо вручную создавать специальные определения в интерфейсе GA4. Сделать это можно в разделе Конфигурация - Специальные определения (Custom definitions), нажав на синюю кнопку Создать специальный параметр:

Создание специального параметра

Введите:

  • Название параметра - Процент скроллинга
  • Область действия - Событие
  • Описание - можно оставить пустым
  • Параметр события - percent_scrolled

Специальный параметр "Процент скроллинга"

Сохраните специальный параметр.

Как только вы начнете отслеживать глубину прокрутки, может пройти до 24 часов прежде, чем данные по событию и его параметрам появятся в отчетах Google Analytics 4.

Примечание: о том, какие еще специальные определения можно сразу же добавить в Google Analytics 4 после создания счетчика, читайте в этом материале.

Разные события прокрутки

Если вы хотите передавать значения прокрутки (10, 25, 50, 75 и т.д.) для каждого события отдельно, тогда вам нужно настроить тег следующим образом:

Тег с разными событиями прокрутки

  • Тег конфигурации - ваш Google Analytics 4
  • Название события - scroll_{{Scroll Depth Threshold}} (без пробелов)

В качестве триггера активации выберите тот же триггер глубины прокрутки, созданный на предыдущем шаге. Сохраните тег.

В этой реализации используется все та же встроенная переменная {{Scroll Depth Threshold}}, но уже в названии событии через нижнее подчеркивание. Такое написание наиболее распространенное в Google Analytics 4. Но вы можете написать слитно, например, scroll{{Scroll Depth Threshold}}. Главное, чтобы нигде не было пробелов. Таким образом, если посетитель прокрутит страницу выше порога в 25%, событие будет называться scroll_25 , если 50% - scroll_50 и т. д. В этом варианте отслеживания вам не нужно дополнительно передавать параметр события и создавать специальный параметр в Google Analytics 4.

Режим отладки

После настройки отслеживания одним из представленных способов необходимо убедиться, что вы все сделали правильно. Для этого в Google Tag Manager используйте режим предварительного просмотра. Перейдите к себе на сайт и прокрути любую страницу вниз до конца. В режиме отладки вы должны увидеть последовательность зарегистрированных событий Scroll Depth, каждое из которых сработало на свое пороговое значение глубины прокрутки, заданное в триггере, а также активированные тег GA4:

События прокрутки в режиме отладки GTM

Вы можете нажать на него и затем переключиться на Values (Значения), чтобы посмотреть, какие данные были отправлены в Google Analytics.

Событие scroll с пороговым значением 25

В инструменте DebugView при первом способе отслеживания вы увидите несколько событий scroll, но разные значения в параметре события percent_scrolled. Например, 25%:

Проверка в DebugView

А используя второй способ настройки, будут отображаться разные события глубины прокрутки.

Разные события scroll_

После всех настроек не забудьте опубликовать контейнер Google Tag Manager.

Отчеты по событиям прокрутки

Конфигурация - События

После того, как вы начнете отслеживать прокрутку, вам нужно будет подождать до 24 часов, чтобы увидеть данные в отчетах Google Analytics 4. Затем вы можете перейти в раздел Конфигурация - События, чтобы увидеть ваше(и) событие(я):

Список событий в Google Analytics 4

Отчеты - Взаимодействие - События

Данные по событиям можно так же посмотреть в разделе Отчеты - Взаимодействие - События. Там найдите событие scroll (если вы использовали первый вариант настройки с параметром события percent_scrolled) и кликните по нему:

Отчеты - Взаимодействие - События

Вам откроется страница с данными по конкретному событию scroll, внутри которого вы должны увидеть отдельную карточку (виджет) со специальным параметрам Процент скроллинга:

Специальный параметр "Процент скроллинга" в событии scroll

Исследования

Если вы хотите просмотреть данные прокрутки на определенной странице вашего веб-сайта, вы можете использовать Исследования. Анализ можно проводить несколькими способами:

  1. если вы настроили одно событие scroll и анализируете нескольких страниц;
  2. если вы настроили одно событие scroll и анализируете одну конкретную страницу;
  3. если вы настроили несколько событий scroll_ и анализируете нескольких страниц;
  4. если вы настроили несколько событий scroll_ и анализируете одну конкретную страницы;
Вариант №1. Одно событие и одна страница

Выберите из списка параметров созданный Процент скроллинга и добавьте его в Строки, а в качестве показателя добавьте стандартные метрики Google Analytics 4 - Активные пользователи и Количество событий:

Процент скроллинга по строкам

Используйте фильтр, чтобы проанализировать конкретную страницу. Для этого к исследованию добавьте параметр Путь к странице и класс экрана, а затем выберите его в качестве условия фильтрации. Например, Путь к странице и класс экрана точно соответствует /add-google-analytics-4/:

Фильтр на конкретную страницу

Тогда данные в исследовании будут изменены с учетом заданного критерия, и вы сможете увидеть, сколько людей на определенной странице достигли определенных порогов прокрутки:

Процент скроллинга на странице

Если вы увидели в отчете значение (not set), вы можете просто проигнорировать его, или же исключить так же с помощью фильтра. Для этого добавьте условие Процент скроллинга не содержит (not set):

Фильтр для (not set)

Вариант №2. Одно событие и несколько страниц

Чтобы не делать фильтр в исследовании и проанализировать несколько страниц одновременно, выберите из списка параметр Путь к странице и класс экрана и добавьте его в Строки, а специальный параметр Процент скроллинга - в Столбцы:

Картинка загружается

Вариант №3. Несколько событий и несколько страниц

В этом случае в исследование добавьте параметр Название события (Event name) и переместите его в СТРОКИ, а в фильтрах добавьте условие: Название события содержит scroll_ Таким образом, мы будем сопоставлять все события прокрутки независимо от полного имени события.

Фильтр для нескольких событий scroll_

Применив фильтр, вы получите отчет такого вида:

Несколько событий в отчете

Вариант №3. Несколько событий и одна страица

Чтобы сузить список до определенной страницы, просто к первому фильтру по названию добавьте фильтр на Путь к странице и класс экрана, как это сделано в варианте №1.

Например, Путь к странице и класс экрана точно соответствует /add-google-analytics-4/:

Фильтр на конкретную страницу

Отчет останется прежним, но цифры в нем изменятся, поскольку раньше вы анализировали глубину прокрутки для всех страниц вашего сайта, а теперь только одну.

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике