Пользовательские определения (специальные параметры и показатели)
В Google Analytics существует большое количество стандартных параметров и показателей: источник/канал, город, тип устройства, сеансы, показатель отказов, доход, транзакции, стоимость, коэффициент конверсии, достигнутые цели, браузеры, пол, возраст и т.д.
Однако на практике часто встречаются задачи, в которых требуется отслеживать дополнительные параметры взаимодействия пользователей, выходящие далеко за рамки текущего функционала.
Например, для интернет-магазина необходим правильный подсчет рентабельности с учетом себестоимости товара. В Google Analytics нет показателя «Себестоимость товара». Или сравнить статистику по каждому из авторов вашего блога или новостного ресурса, чтобы видеть всю необходимую информацию в одной таблице (сколько трафика приносят статьи отдельно взятого автора, сколько в среднем его статей читают за сеанс, показатель отказов и т.д.). В Analytics нет параметра «Автор». Или у нас стоит задача выявить «лидера продаж» по онлайн-консультациям на сайте и поощрить его дополнительной премией за сделанную в этом месяце выручку. В стандартных отчетах Google Analytics нет таких данных.
Все вышеописанные примеры и ряд других можно решить с помощью специальных параметров и показателей.
Пользовательские определения (пользовательские параметры, специальные параметры и показатели, custom dimensions и т.д) – это переменные, которых нет в стандартных отчетах Google Analytics. Они являются частью Universal Analytics и создаются пользователями вручную для решения собственных задач.
С помощью них можно импортировать данные, которые Google Analytics не собирает по умолчанию: данные по телефонным звонкам, из CRM, по авторизованным пользователям и т.д. и связать их с определенными метриками GA.
Пользовательские определения создаются на уровне ресурса и имеют ряд ограничений:
- для каждого ресурса доступно не более 20 специальных параметров и 20 специальных показателей;
- специальные параметры нельзя удалять, их можно только отключить;
- они доступны только в тех ресурсах, где используется Universal Analytics. Со старой библиотекой js работать не будут.
Чтобы добавить специальный параметр в Analytics:
- откройте раздел «Администратор» и выберите нужный ресурс;
- в столбце «Ресурс» нажмите «Пользовательские определения - Пользовательские параметры» или «Пользовательские показатели».
- нажмите кнопку «+ Специальный параметр» (или показатель)
Для специальных параметров задаются следующие настройки:
- Название – название специального параметра в отчетах Google Analytics;
- Область действия – определяет, к каким обращениям будет применяться специальный параметр (Hit, Сеанс, Пользователь и Товар).
- Активная – указывает, будет ли обрабатываться значение специального параметра. Неактивные специальные параметры будут появляться в отчетах, но их значения не будут обрабатываться.
Область действия определяет, какие обращения будут связываться с определенным значением специального параметра. Всего их четыре: обращение, сеанс, пользователь и товар:
- Обращение (hit) – значение применяется только к тому обращению, для которого оно было задано;
- Сеанс – значение применяется ко всем обращениям в сеансе (пока не прошло 30 мин. бездействия пользователя);
- Пользователь – значение применяется ко всем обращениям в текущем сеансе и будущих сеансах, пока оно не изменится или пока параметр не перестанет быть активным;
- Товар – значение применятся к определенному товару на вашем сайте (требуется установка расширенной электронной торговли).
Подробнее об областях действий читайте в официальной справке Google.
Примеры стандартных показателей с областью действия Обращение (hit): сессия, % новых сессий, показатель отказов, средняя продолжительность сеанса.
Примеры стандартных показателей с областью действия Товар: средняя цена, уникальные покупки, транзакции, сумма возврата за товар,
Для специальных показателей задаются следующие настройки:
- Название – название специального показателя в отчетах Google Analytics;
- Область действия - определяет, к каким обращениям будет применяться специальный показатель (Hit или Товар).
- Тип форматирования – формат специального показателя (целое число, валюта, время задается в секундах, отображается в отчетах как ЧЧ:ММ:СС);
- Максимальное / минимальное значение (необязательно) – минимальное и максимальное значения, которые будут обрабатываться и заноситься в отчеты;
- Активная – указывает, будет ли обрабатываться значение специального показателя. Неактивные специальные показатели будут появляться в отчетах, но их значения не будут обрабатываться.
Помимо этих настроек, у специальных показателей и параметров есть еще несколько дополнительных характеристик:
- Индекс – уникальный идентификатор, который Google Analytics использует для отличия одного параметра/показателя от другого. Значение – целое число, от 1 до 20. Этот номер вы будете использовать в библиотеке js для отправки данных о конкретном показателе или параметре;
- Последнее изменение - дата, когда был создан или изменен пользовательский параметр/показатель.
Примечание: как мы с вами узнали раннее, не все стандартные параметры и показатели можно использовать друг с другом. Это ограничение распространяется и на пользовательские определения.
Существует несколько способов отправки данных в Google Analytics:
- через код отслеживания;
- через Google Tag Manager;
- через Measurement Protocol.
Последние два способа в рамках данного материала целенаправленно опускаются, им будет посвящен отдельный цикл статей. Создадим пользовательский параметр:
После сохранения основных настроек станет доступен фрагмент кода, который необходимо будет вставить на определенные страницы сайта или приложения.
Цифра «1» (подчеркнута зеленым) – это тот самый уникальный индекс, который использует Analytics для отличия одной метрики от другой. Его ни в коем случае нельзя менять при добавлении кода на страницы сайта, поскольку данные не будут собираться.
Google Analytics предлагает нам на выбор два кода для параметра:
- глобальный тег сайта библиотеки gtag.js
Инструкции по настройке специальных показателей с использованием gtag.js представлена по ссылке: https://developers.google.com/analytics/devguides/collection/gtagjs/custom-dims-mets
- традиционный JavaScript (для ресурсов, на котором используется Universal Analytics)
Передавать специальные параметры и показатели со всеми обращениями на данной странице можно с помощью команды set (как на примере выше).
ga('set', 'dimension1', dimensionValue);
- ga('set') – это команда для установки параметра;
- dimension – служебное обозначение параметра в Google Analytics, менять его нельзя;
- 1 – уникальный индекс;
- dimensionValue – значение специального параметра.
Задать значения с помощью команды set как для параметра, так и для показателя можно следующим образом:
Аналогичные переменные в специальном показателе, только вместо dimension и dimensionValue используется другое служебное слово metric. metricValue может быть как целое число, так и валюта и время в секундах.
Передавать специальные параметры для обращения типа просмотр страницы (pageview) можно так:
Передавать специальные показателя для обращения типа событие (event) можно следующим образом:
В первом варианте (с помощью команды set) значение отправляется для всех обращений, которые будут вызваны после установки значения. Во втором варианте значения передаются только для тех обращений, где они перечислены.
Подробнее о специальных параметрах и показателях в официальной справке разработчиков Google.
Важно! Строка ga ('set') всегда размещается перед отправкой просмотра страницы, а установка любого значения через set должна быть выполнена до вызова send.
В качестве примера создадим специальный показатель «Себестоимость товара» для нашего интернет-магазина и импортируем данные о нем с помощью таблицы .csv. При этом расширенная электронная торговля должна быть установлена на сайте.
Настройки его следующие:
- Название: себестоимость товара
- Область действия: товар
- Тип форматирования: валюта (десятичный формат)
- Максимальное/минимальное значение: не заполняем
- Статус: активная
Переходим в раздел «Импорт данных». Создадим новый набор из доступных типов выберем «Импорт расширенных данных – Данные о товарах».
Введите название и выберите представление, которые будут использовать данные из этого набора.
Чтобы импортировать данные о себестоимости товара, необходимо два параметра в паре «ключ-значение»:
- «Идентификатор продукта» — ключ, указан системой по умолчанию на основе выбранного типа набора данных;
- «Себестоимость товара» - специальный показатель, который необходимо выбрать из выпадающего списка.
Analytics просит нас переопределить данные (перезаписать их). Если выбрано YES, то он будет использовать импортированные данные, то есть старые восстановить будет нельзя.
Далее скачиваем шаблон схемы в формате .csv с двумя переменными: ga:productSku и ga:metric1.
- ga:productSku – идентификатор товара (ID), значения в расширенной электронной торговле соответствует product_id;
- ga:metric1 – наш специальный показатель «Себестоимость товара».
В таблице на каждой строке через разделитель «запятая» вводим попарно «ID,себестоимость». Чтобы указать валюту с десятичной частью, отделите ее от целой точкой «.»
После заполнения файла его необходимо загрузить в созданный набор Google Analytics. Напротив названия нажимаем «Управление загрузками» - Загрузить файл.
Выбираем наш файл на компьютере в формате .csv и нажимаем «Загрузить»:
На этом импорт данных с пользовательским параметров завершен. Данные отправятся на обработку и будут доступны в специальных отчетах в течение 24 часов.