Переопределение настроек файлов cookie в Google Analytics 4

06 августа, 2022

С недавнего времени в Google Analytics 4 стало доступно переопределение настроек файлов cookie прямо в интерфейсе. О том, что это такое, как изменить срок действия файлов cookie и обновить их, читайте в этой статье.

Обновление: я выпустил электронное руководство по Google Analytics 4. Бесплатно скачать его можно в формате .PDF по ссылке.

О файлах cookie

Google Analytics 4 работает на глобальном теге сайта (библиотека gtag.js), который использует собственные файлы cookie для идентификации уникальных пользователей и сеансов. После того, как вы установите счетчик Google Analytics 4, и пользователи начнут посещать ваш сайт, для каждого из них в браузере будут созданы следующие файлы cookie:

  • _ga - позволяет различать пользователей (срок жизни - 2 года);
  • _gid - позволяет различать пользователей (срок жизни - 24 часа);
  • _ga_<container-id> (с идентификатором потока данных) - позволяет сохранять состояние сеанса, включая идентификатор и номер сеанса (срок жизни - 2 года);
  • _gac_gb_<container-id> (с идентификатором потока данных) - содержит данные, связанные с кампанией (срок жизни - 90 дней). После установления связи между аккаунтами Google Analytics и Google Ads размещенные на сайте теги конверсии Google Рекламы будут получать данные из файла cookie, если вы не отключите эту возможность. Подробнее об этом читайте в официальной документации Google.

Файлы cookie в gtag.js

Как вы уже знаете, ключевым файлом cookie Google Analytics для интернет-маркетолога является именно _ga, который содержит уникальный идентификатор пользователя.

Уникальный идентификатор пользователя (Client ID, идентификатор устройства) - это метка, состоящая из случайного числа и даты первого посещения пользователем сайта в Unix формате (количество секунд с 1 января 1970 года 00:00:00 UTC), которая сохраняется в основном файле cookie (_ga) в течение 2 лет (по умолчанию). Она создается сразу же после того, как посетитель впервые зайдет к вам на сайт.

Пример основного файла cookie (_ga) для моего сайта

В Google Analytics 4 этот файл cookie создается с автоматически регистрируемым событием first_visit. Client ID - один из тех параметров, который необходим для настройки сквозной аналитики. Помимо этого, в GA4 он является одним из способов идентификации и установления связи между событиями и пользователями.

Если вы перейдете на уровень ресурса и откроете раздел Способы идентификации, то увидите, что идентификатор (код) устройства является одним из доступных вариантов (Смешанная - четырехступенчатая система идентификации, Только наблюдаемые - трехступенчатая):

Способы идентификации пользователей в Google Analytics 4

Client ID устанавливается для одного конкретного браузера и одного конкретного устройства, то есть работает в связке 1 браузер - 1 устройство - 1 файл cookie.

Срок действия файла cookie

Срок действия файла cookie обновляется при каждой загрузке страницы, то есть к текущему времени прибавляется значение, установленное вами или системой по умолчанию (2 года).

Срок жизни файла cookie _ga - 2 года (по умолчанию)

Таким образом, если в качестве значения cookie_expires задано значение по умолчанию 63072000 (2 года в секундах), и пользователь заходит на сайт с помощью того же самого браузера и устройства через год и двести дней (или в любой другой день, но раньше, чем через 2 года), то срок жизни файла cookie для данного пользователя будет автоматически продлен на данное значение (2 года или 63072000 секунд), а его посещения будут отображаться в Google Analytics 4 как посещения одного пользователя (в одной карточке). Если тот же пользователь заходит на сайт после истечения срока действия исходного файла cookie, будет создан новый файл cookie, а первое и второе посещения отобразятся в отчетах как посещения разных пользователей, то есть вы не сможете связать его действия в единое целое.

До недавнего времени изменить срок жизни файла cookie можно было через код gtag.js и Google Tag Manager. В первом случае необходимо использовать конструкцию такого вида:

, где:

  • G-XXXXXX - идентификатор потока данных в Google Analytics 4;
  • cookie_expires - параметр срока жизни файла cookie (задается целое число в секундах).

Примечание: если вы зададите в качестве срока действия файла cookie значение 0 (ноль секунд), то файл cookie будет действовать только в течение текущего сеанса. Его срок действия истечет по окончании сеанса в браузере.

В Google Tag Manager для изменения срока жизни файла cookie откройте тег типа Google Аналитика: конфигурация GA4 и в разделе Поля, которые необходимо задать добавьте параметр cookie_expires с целочисленным значением в секундах. Например, 2419200 (28 дней в секундах):

Поля, которые необходимо задать - cookie_expires

Дополнительный материал к изучению:

Как только вы сохраните настройки, опубликуете контейнер, а затем зайдете на свой сайт, то срок жизни вашего файла cookie изменится на то значение, которое вы установили в теге GA4. В качестве примера я установил значение 28 дней. Теперь файл cookie имеет срок жизни до 2 сентября 2022 года (28 дней), а не как это было ранее до 4 августа 2024 года (2 года):

Срок жизни файла cookie _ga - 28 дней (cookie_expires - 2419200)

Неделю назад в Google Analytics 4 появилась возможность переопределения настроек файлов cookie прямо в интерфейсе. Чтобы изменить срок действия файла cookie, перейдите на уровень ресурса в Потоки данных, затем выберите свой веб-поток:

Потоки данных - Веб-поток

В следующем окне прокрутите вниз страницы и откройте настройки тега:

Настройки тега

Затем выберите пункт Переопределите настройки файлов cookie:

Переопределение настроек файлов cookie

Поставьте галочку напротив Переопределить настройки файлов cookie по умолчанию и в поле Срок действия файла cookie задайте срок жизни. Доступны следующие варианты: 0 (истекает, когда сеанс заканчивается в браузере), 1 час, 1 день, 1 неделя, 1 месяц, 2 месяца, ... , 25 месяцев.

Срок действия файла cookie

Обновление файла cookie

Помимо настройки срок действия файла cookie в интерфейсе Google Analytics 4 появилась возможность обновление файла cookie, причем отсчет может идти по-разному:

Обновление файла cookie

  • Установить срок действия файла cookie с учетом последнего посещения (по умолчанию);
  • Установить срок действия файла cookie с учетом первого посещения.

Если вы планируете использовать первый вариант, то теги Google будут обновлять файлы cookie при каждой загрузке страницы. При этом срок действия файла cookie будет задаваться с учетом самого недавнего/последнего посещения сайта. Таким образом, если срок действия файла cookie равен одной неделе и пользователь заходит на сайт с помощью одного браузера каждые пять дней, срок действия файла cookie будет обновляться при каждом посещении и, следовательно, не истечет никогда.

Если вы устанавливаете срок действия файла cookie с учетом первого посещения, то файлы cookie не обновляются при каждой загрузке страницы, а отсчет всегда будет идти относительно первого посещения сайта (когда была создана кука _ga).

Обновление файла cookie было доступно и ранее через код gtag.js и Google Tag Manager. В первом случае необходимо использовать конструкцию такого вида:

, где:

  • G-XXXXXX - идентификатор потока данных в Google Analytics 4;
  • cookie_update - параметр обновления файла cookie (false - с учетом первого посещения, true - с учетом последнего посещения).

В Google Tag Manager для обновления файла cookie откройте тег типа Google Аналитика: конфигурация GA4 и в разделе Поля, которые необходимо задать добавьте параметр cookie_update с логическим значением false/true:

Поля, которые необходимо задать - cookie_update

Переопределение настроек файлов cookie в Google Analytics - продвинутая настройка, которая нужна не для всех проектов. Если вы не знаете для каких целей ее использовать на вашем сайте, просто не изменяйте настройки по умолчанию.

Но если вы все-таки решили изменить настройки, знайте, что параметры файлов cookie, заданные с помощью глобального тега (gtag.js) или в Google Tag Manager, имеют приоритет над настройкой Переопределите настройки файлов cookie, которая совсем недавно появилась в интерфейсе Google Analytics 4.

Метки: ,

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике