История возникновения контекстной рекламы

01 января, 2022

Краткий экскурс в историю возникновения контекстной рекламы Google Рекламы (Google AdWords, Google Ads) и Яндекс Директа, от истоков до наших дней.

Из этого видео вы узнаете историю возникновения сервисов контекстной рекламы, исторические факты в хронологическом порядке.

Это отрывок из онлайн-курса по контекстной рекламе, который был записан в начале 2022 года. Несмотря на то, что часть информации, включая интерфейс Google Рекламы и Яндекс Директа претерпели изменения, обновились настройки рекламных кампаний, а также были добавлены новые типы рекламы, это обучение все равно будет вам полезно, поскольку в нем разбираются фундаментальные темы (например: расчет медиаплана и анализ конкурентов, сбор семантического ядра, написание текстов и заголовков объявлений, настройка целей и событий, теория аукционов, оптимизация рекламных кампаний, построение отчетности), которые будут актуальны всегда, вне зависимости от времени и контекста. Именно поэтому с сегодняшнего дня курс по контекстной рекламе и отдельные его темы распространяются бесплатно.

Краткая история возникновения контекстной рекламы:

Билл Гросс (Bill Gross)

Билл Гросс (Bill Gross) в 1996 году со своим братом Ларри основал IdeaLab (первый в мире бизнес-инкубатор, idealab.com). В 1997 к нему пришла мысль - продавать ссылки, которые показываются одновременно с результатами выдачи по запросам пользователей. IdeaLab лицензировала поиск по базам Inktomi (использовали HotBot, MSN Web Search, Snap, Yahoo!)

В 1998 году Билл основал компанию GoTo.com Inc. Чуть позже была переименована в Overture Services Inc.

GoTo.com Inc

Популярность overture.com росла очень быстро, поскольку контекстная реклама тогда набирала обороты. Прибыли Overture Services росли не по дням, а по часам. GoTo.com придумала свой метод продажи рекламы - аукцион, согласно которому тот, кто заплатил больше, занимает лучшие позиции.

GoTo.com -> overture.com

Рекламные ссылки проекта GoTo.com стали появляться на сайтах-партнерах. В 1999 году акции компании появились на бирже Nasdaq. И все было хорошо, пока в 2002 году на рынке не появился Google со своим Google AdWords Select.

Google AdWords появился в октябре 2000 года, однако работал он тогда по принципу оплаты за 1000 показов (Cost Per Mille, CPM), а не за клики (Pay Per Click, PPC). В 2002 году – аналогичная модель оплаты рекламы за клики, как в Overture + учет релевантности и CTR объявлений.

Google AdWords

Итог - Билл Гросс подает в суд, но в итоге стороны сумели договориться вне зала суда. Гроссу была предложена круглая сумма в виде акций Google.

Изменения в мире интернет-рекламы до 2010 года:

  • в феврале 2002 года компания Applied Semantics предпринимает первые шаги в создании рекламной сети объявлений на сайтах-партнерах;
  • ребята из Google понимают, что технология перспективная и выкупают ее;
  • в 2003 году появляется Google AdSense;
  • не выдержав конкуренции, Overture была поглощена Yahoo! (сумма сделки $1.63 миллиарда) и получила новое название - Yahoo! Search Marketing;
  • в 2006 году Yahoo! выпускает свой сервис по контекстной рекламе – Yahoo! Panama;
  • в том же 2006 году Google AdWords стал доступен в России;
  • в 2007 Google приобретает DoubleClick - популярную систему автоматизированной закупки рекламы, тем самым залезает на рынок Yahoo!
  • также Microsoft хотел поглотить Yahoo!, но вторые решили заключить соглашение с Google и стали показывать рекламу в своем поиске;
  • но в итоге Google стал настолько сильным игроком, что в 2010 году Microsoft и Yahoo! все же заключили соглашение об образовании альянса.

В эти же времена контекстная реклама в России:

Илья Сегалович, Аркадий Волож, Ларри Пейдж, Сергей Брин (слева направо)

  • 1997 - создание поисковой машины www.yandex.ru;
  • 1998 - Yandex начал размещать на странице результатов поиска рекламу;
  • 2000 - запуск Яндекс.Маркета;
  • 2001 - появление Яндекс.Директа;
  • 2002 - запуск сервиса Бегун;
  • 2002 - географический таргетинг (показывают свои объявления только жителям определенного города или региона);
  • 2003 - оплата за клики + аукцион (чем больше платишь, тем на более высоких позициях);
  • 2005 - расширение охвата аудитории и запуск РСЯ (Рекламная Сеть Яндекса);
  • 2005 - Rambler покупает 25% акций Бегуна;
  • 2008 - начало работы Яндекс.Метрики (с 2009 – общедоступна);
  • 2008 - в июле была предпринята попытка Google купить Бегун.

Вот так выглядел один из первых интерфейсов Google AdWords (октябрь 2000):

Один из первых интерфейсов Google AdWords (октябрь 2000)

А вот так один из первых интерфейсов Яндекс.Директа (август 2001):

Один из первых интерфейсов Яндекс.Директа (август 2001)

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике