События улучшенной статистики (GA4) в Google Tag Manager

12 июня, 2022

Установив Google Analytics 4 через Google Tag Manager, вы видите в режиме отладки два события Link Click? И события Site Search, Scroll, Scroll Depth, File Download, YouTube, Video Engagement и Outbound Clicks, хотя и не настраивали никакие триггеры? Попробуем разобраться что это за события и почему так происходит.

Один из слушателей моего онлайн-курса по веб-аналитике 2022 заметил очень интересную вещь - после активации триггера Клики - Только ссылки (Link Click) на шкале событий отладки данный триггер срабатывает два раза, даже если вы кликнули всего один раз по ссылке. А еще срабатывают события Outbound Clicks, Site Search, Scroll, Scroll Depth, Video Engagement, YouTube и File Download. Почему? Давайте попробуем выяснить причину такого поведения.

Link Click (Клики - Только ссылки)

Когда вы активируете триггер Клики - Только ссылки (Link Click) и переходите по ссылкам внутри своего сайта, то вы можете видеть подряд два события Link Click:

Два события Link Click, но один клик по ссылке

Это может происходить потому, что вы активировали события улучшенной статистики для своего ресурса Google Analytics 4.

Улучшенная статистика (Enhanced measurement) - это опция для веб-потоков Google Analytics 4, которая автоматически фиксирует дополнительные события после того, как в настройках ресурса вы активируете эту функцию. Как правило, при создании нового счетчика GA4 данная функция включена по умолчанию. Именно ее активация и является причиной появления двух Link Click.

Чтобы проверить, так ли это, перейдите в интерфейс GA4 в раздел Администратор - Ресурс - Потоки данных и выберите свой веб-поток:

Активация улучшенной статистики

В открывшемся окне посмотрите, включена ли улучшенная статистика (ползунок Вкл.). Проверьте, активно ли отслеживание Исходящие клики (Outbound Clicks).

Отслеживание исходящих ссылок

Именно оно и ответственно за дубль Link Click на шкале событий режима предварительного просмотра. Поскольку исходящие ссылки - это тоже ссылки (link), то активировав их отслеживание в улучшенной статистике, и добавив триггер Клики - Только ссылки (Link Click) в самом диспетчере тегов, вы получаете Link Click x2.

Что делать?

Это не является проблемой для отслеживания или задубливания данных, поскольку сами события на шкале отличаются. Если вы поочередно посмотрите уровень данных (dataLayer) каждого из них, то заметите, что значения в переменной gtm.triggers различны:

Разные значения параметра gtm.triggers

Google Analytics 4 и Google Tag Manager при срабатывания события отправляют разные значения параметра. Таким образом удается избежать путаницы. Вы можете не выключать отслеживание улучшенной статистики для исходящих ссылок в интерфейсе GA4, а просто использовать созданный в GTM триггер для отслеживания нужных вам событий Link Click. Тег будет срабатывать на одно событие, а не на оба. Проверено!

Outbound Clicks (Исходящие ссылки)

Есть и другой момент - если вы будете кликать по ссылке на сайт, домен которой отличается от вашего, то это будет считаться исходящий ссылкой в чистом виде, и помимо двух событий Link Click на шкале событий появится еще и Outbound Clicks.

Событие Outbound Clicks

Если вы нажмете на него и перейдете на уровень данных, то увидите какие параметры передаются вместе с этим событием и куда.

Уровень данных

Как вы можете заметить, само событие имеет название click (event: "click"), и оно фиксирует дополнительные параметры:

  • link_classes - класс ссылки;
  • link_domain - домен перехода (на какой сайт попадет пользователь после клика);
  • link_id - идентификатор ссылки;
  • link_url - URL-адрес исходящей ссылки (на какую страницу перейдет пользователь после клика);
  • outbound - логическое значение, которое равно true тогда, когда ссылка ведет на другой домен.

Именно условие outbound: true и становится катализатором такого поведения в режиме отладки.

Site Search (Поиск по сайту)

Такого триггера в Google Tag Manager нет. Но как только вы активируете отслеживание Поиск по сайту в улучшенной статистике Google Analytics 4 и осуществите поиск на своем сайте, на шкале событий диспетчера тегов отобразится событие с соответствующим названием:

Событие Site Search

Причем если вы просмотрите API Call (уровень данных) этого события, то увидите, что он имеет название view_search_results (event: "view_search_results"), а внутри него фиксируется дополнительный параметр search_term (поисковый запрос):

Уровень данных события view_search_results

Подробнее о том, как настроить отслеживание поиска по сайту в Google Analytics 4, читайте в этой статье.

File Download (Скачивание файлов)

Еще одно событие, которое может регистрироваться автоматически и отображаться на шкале событий отладки Google Tag Manager даже в том случае, если вы ничего не настраивали в самом GTM, но включили улучшенную статистику в интерфейсе Google Analytics 4.

Событие File Download

Открыв уровень данных этого события, вы увидите его название file_download (event: "file_download"), а также список дополнительных параметров события:

  • file_extension - расширение файла;
  • file_name - имя файла;
  • link_classes - класс ссылки;
  • link_domain - домен ссылки;
  • link_id - идентификатор ссылки;
  • link_text - текст ссылки;
  • link_url - полный URL-адрес скачиваемого файла.

Уровень данных события file_download

Причем, если вы оставите в улучшенной статистике отслеживание исходящих ссылок и будете использовать триггер Клики - Только ссылки в самом GTM, то при клике пользователем на ссылку с файлом, домен которого отличается от вашего (то есть файл расположен на другом сайте), вы можете получить абсолютное комбо событий на шкале:

  • Link Click x2 - событие от улучшенной статистики и от триггера Google Tag Manager;
  • File Download - событие скачивания файла;
  • Outbound Clicks - события исходящего клика;

Четыре триггера на одно действие

Вот так могут отображаться события на шкале отладки Google Tag Manager при определенных условиях и активной улучшенной статистики!

Улучшенная статистика для скачивания файлов, безусловно, во многом упрощает настройку. Я не рекомендую отключать этот тип автоматически регистрируемых событий, иначе вам придется использовать решение из этой статьи.

Scroll и Scroll Depth (Прокрутка)

В улучшенной статистике присутствует Прокрутка с названием события scroll, которое срабатывает один раз для страницы, когда пользователь на сайте прокручивает ее вниз и достигает 90% вертикальной прокрутки (percent_scrolled - 90).

В диспетчере тегов Google это отслеживание сопоставимо с настройкой триггера Глубина прокрутки.

Триггер "Глубина прокрутки" с глубиной вертикальной прокрутки - 90%

Примечание: если вы хотите настроить события прокрутки для других пороговых значений (10%, 25%, 50%, 75% и т.д.), а не только для 90%, или горизонтальную прокрутку, то вам необходимо настроить специальное событие с помощью глобального тега сайта (gtag.js) или Google Tag Manager. Подробнее о том, как это сделать для Google Analytics 4 с помощью Google Tag Manager, читайте в этом материале.

Не создав такого триггера в GTM, при достижении 90% вертикальной прокрутки вы все равно увидите события на шкале, и даже два - Scrolls и Scroll Depth:

События Scrolls и Scroll Depth

Scroll Depth имеет название события gtm.scrollDepth (event: "gtm.scrollDepth") и три переменных на уровне данных:

  • gtm.scrollThreshold: 90 (порог прокрутки);
  • gtm.scrollUnits: "percent" (проценты (percent) прокрутки);
  • gtm.scrollDirection: "vertical" (направление прокрутки - vertical - вертикальная).

Именно Scroll Depth является стандартным событием GTM и отображается после прохождения пользователем пороговых значений, установленных в настройках триггера. С улучшенной статистикой теперь есть Scroll Depth со значением вертикальной прокрутки 90 по умолчанию.

А Scroll имеет название события scroll (event: "scroll") и параметр события percent_scrolled со значением 90.

Уровень данных событий Scroll Depth и Scrolls

В случае, если вы хотите настроить и другие пороговые значения, не только 90%, я рекомендую воспользоваться моей статьей (см. выше) и отключить улучшенную статистику для прокрутки.

YouTube Video и Video Engagement

Улучшенная статистика позволяет отслеживать события, связанные с видео на YouTube, встроенные на вашем сайте (начало просмотра, процент просмотра и завершение просмотра). Активировав этот тип в интерфейсе Google Analytics 4, и запустив видеопроигрыватель YouTube, вы увидите новые события на шкале отладки Google Tag Manager - YouTube Video и Video Engagement:

События YouTube Video и Video Engagement

В диспетчере тегов Google для отслеживания взаимодействий с YouTube необходимо создавать соответствующий триггер с указанием нужных событий:

Триггер "Видео на YouTube"

Подробнее о том, как можно настроить события на просмотр видео YouTube для Google Analytics 4 с помощью Google Tag Manager, читайте в этой публикации.

Не создав ни одного триггера для YouTube и не активировав ни одной встроенной переменной, события YouTube Video и Video Engagement все равно фиксируются благодаря улучшенной статистики GA4.

YouTube Video имеет название события gtm.video (event: "gtm.video") и много переменных типа Видео на уровне данных:

  • gtm.videoProvider: "youtube" (значение поставщика видео (YouTube));
  • gtm.videoStatus: "start" (состояние видео в момент регистрации события);
  • gtm.videoUrl: "https://www.youtube.com/watch?t=2025&v=1YMg7g3uo70" (ссылка на видео YouTube);
  • gtm.videoTitle: "События в Google Analytics 4" (название YouTube-видео);
  • gtm.videoDuration: 7525 (общая продолжительность видео в секундах);
  • gtm.videoCurrentTime: 2025 (текущее время видео в секундах, в которое произошло событие);
  • gtm.videoElapsedTime: 0 (время в секундах, прошедшее с момента последней приостановки или буферизации видео);
  • gtm.videoPercent: 27 (значение воспроизведенного видео, выраженное в процентах (от 0 до 100), на момент, когда состоялось событие);
  • gtm.videoVisible: true (возвращает значение видимости видео в окне браузера. Если видео отображается в области просмотра, результатом будет значение true, если же в другой области (например, в нижней части страницы, на фоновой вкладке) – false).

А Video Engagement имеет разные названия событий video_ (например event: "video_start") и такие же параметры события, что и выше, только называются иначе, без префикса gtm.:

  • video_current_time
  • video_duration
  • video_percent
  • video_provider
  • video_title
  • video_url
  • visible

Уровень данных событий YouTube Video и Video Engagement

В случае, если вы хотите настроить более гибко отслеживание YouTube на вашем сайте, я рекомендую воспользоваться моей статьей (см. выше) и отключить улучшенную статистику для взаимодействий с видео.

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике