Создание и управление тегом Universal Analytics через GTM
Разберем 4 способа создания и управления тегом Universal Analytics, а также узнаем об одной из самых распространенных ошибок интернет-маркетологов при его настройке.
Бывало ли у вас такое, что при настройке через Google Tag Manager происходит активация всех переменных, триггеров и тегов, однако данные в Google Analytics почему-то не передаются? Причем это возникает при настройке абсолютно разных опций: пользовательских метрик, электронной торговли, динамического ремаркетинга, функции User ID и т.д. Вроде бы и тег Universal Analytics настроен верно, и счетчик подключен, и триггер срабатывает, просмотры страниц передаются, в режиме отладки тоже все передается (хотя и показывает статус Still running), но данных в Аналитике по событиям нет?
А в GA Debugger в консоли разработчика выводит примерно следующее:
Уверен, что многие сталкивались с такой проблемой. В 90% случаев это происходит потому, что веб-аналитик не в том поле переопределяет идентификатор отслеживания Google Analytics. Другими словами, для корректного отслеживания всех действий важно понимать отличие переменной типа Настройки Google Analytics и типа Константа. С помощью этих двух переменных можно настроить 3 различных типа комбинаций тега Universal Analytics + 1 без них:
- с помощью переменной типа Настройки Google Analytics;
- с помощью переменной типа Константа;
- комбинация первых двух + переопределение настроек в теге и перенастройка полей тега;
- настройка тега Universal Analytics без каких-либо изначально созданных переменных.
Разберем каждый более подробно.
1. Переменная типа Настройки Google Analytics
Эта переменная появилась в середине 2017 года и является пользовательской в Google Tag Manager.
Она используется тогда, когда у вас есть n-ое количество предопределенных параметров (например, везде в тегах передается одна и та же метрика, пути к страницам, настройки междоменного отслеживания, анонимизация IP-адреса и т.д.), и вы не хотите каждый раз при создании нового тега Universal Analytics вводить все эти настройки. Все это можно указать один раз в переменной типа Настройки Google Analytics и затем размножать на большое количество других тегов.
Когда такой переменной не было, веб-аналитики при изменении какого-либо параметра внутри тега должны были заходить в каждый из них и менять настройки вручную. Что очень сильно раздражало и тормозило работу. С появлением такого типа переменной настройка тегов существенно упростилась.
В переменной Настройки Google Analytics нужно задать идентификатор отслеживания счетчика Google Analytics (1), а также выбрать Дополнительные настройки и указать те, которые являются одинаковыми и могут быть одновременно использованы в разных тегах (2).
Домен cookie. По умолчанию стоит auto, также, как и при отслеживании в Google Analytics, для поля cookieDomain значение auto. Если у вас на сайте нет других тегов Google Analytics, установленных с помощью analytics.js или GTM, оставьте значение auto. Если у вас есть другие теги, убедитесь, что используется одинаковое значение домена cookie.
После сохранения переменной ее можно использовать в теге Universal Analytics.
Важно: для этой переменной существует СВОЕ СОБСТВЕННОЕ ПОЛЕ, которое называется Настройки Google Analytics. Именно в него вы вставляете свою переменную.
Для переменной типа Настройки Google Analytics используйте поле Настройки Google Analytics! При такой конфигурации тега доступны Расширенные настройки, но нет полей с дополнительными настройками. Галочка «Включить переопределение настроек в этом теге», как правило, используется во втором способе с другой переменной.
2. Переменная типа Константа
В Google Tag Manager она выполняет функцию неизменяемой переменной, то есть будет постоянно принимать значение из соответствующего поля:
Чаще всего ее используют именно для указания счетчика Google Analytics. Константу можно использовать и в другой переменной типа Настройки Google Analytics:
После сохранения переменной ее можно использовать в теге Universal Analytics.
Важно: для этой переменной существует своя последовательность действий. Ставится галочка «Включить переопределение настроек в этом теге» (1) и указывается идентификатор отслеживания с типом Константа (2). Поле Настройки Google Analytics теперь игнорируется.
При такой конфигурации тега доступны и Дополнительные настройки, и Расширенные настройки. Внутри тега вы сможете задать все те параметры, которые вам необходимы.
Если вы создали переменную типа Настройки Google Analytics, но при этом желаете добавить еще некоторые дополнительные настройки в одном из тегов, вы можете использовать комбинацию этих двух способов.
3. Комбинация первых двух способов + переопределение настроек в теге и перенастройка полей тега
В этом случае вы добавляете переменную типа Настройки Google Analytics в собственное поле (1), ставите галочку «Включить переопределение настроек в этом теге» (2), но поле с идентификатором отслеживания оставляете пустым.
При такой конфигурации тега доступны и Дополнительные настройки, и Расширенные настройки. Внутри тега вы сможете задать все те параметры, которые вам необходимы.
Именно здесь чаще всего и возникает ошибка у веб-аналитиков, которые настраивают тег Universal Analytics. Чтобы отредактировать Дополнительные настройки, они ставят галочку переопределения, а в поле Идентификатор отслеживания добавляют переменную типа Настройки Google Analytics. Этого делать нельзя!
Казалось бы, маленькая деталь, но именно такая настройка не передает данные в аккаунт Google Analytics. А все потому, что переменная типа Настройки Google Analytics была добавлена в другое поле с именем Идентификатор отслеживания. В него можно вставлять или переменную типа Константа, или же просто код счетчика GA. Собственно, в этом и заключается 4 способ.
4. Настройка тега Universal Analytics без каких-либо изначально созданных переменных
Для реализации этого способа никаких переменных можно не создавать. Вы просто добавляете новые тег типа Universal Analytics, а в поле Идентификатор отслеживания (с галочкой «Включить переопределение настроек в этом теге») вставляете вручную свой код счетчика Google Analytics.