Электронная торговля Google Analytics и Ecommerce migration helper

11 октября, 2022

5 октября 2022 года Google в своей справке анонсировал повышенную совместимость между реализациями электронной торговли UA и GA4, представив три способа отслеживания и один очень интересный инструмент Ecommerce migration helper.

Обновление: я выпустил электронное руководство по Google Analytics 4. Бесплатно скачать его можно в формате .PDF по ссылке.

Способы настройки электронной торговли

На текущий момент существует три способа настройки электронной торговли для Universal Analytics и Google Analytics 4:

  1. использовать уже существующую, настроенную реализацию GA3 для отправки данных в GA4;
  2. настроить события для GA4 и отправлять их как в Universal Analytics, так и в новый Google Analytics 4;
  3. создать две независимые друг от друга реализации: отправлять перечень событий со своей схемой данных в UA, и аналогично со своим набором параметров это делать для GA4.

Последний способ является самым понятным с точки зрения отслеживания, но не таким простым, как два первых, поскольку вам не нужно переживать из-за совместимости тех или иных событий и параметров электронной торговли. Вы просто отслеживаете их отдельно друг от друга, и передаете каждое в собственный счетчик аналитики. Таким образом, у вас будут полные отчеты по электронной торговле как для GA4, так и для UA.

Чтобы это настроить, вам необходимо написать два технических задания для разработчика (одно - для GA3, другое - для GA4), предварительно выбрав настройки конфигурации:

  • если вы используете на своем сайте Google Tag Manager, то с просьбой сформировать уровни данных (dataLayer) для тех событий, которые вы изначально определили для вашего проекта;
  • если в вашем проекте нет контейнера GTM, тогда вы просите программиста передавать объекты электронной торговли с помощью API gtag.js.

Рекомендую к прочтению следующие материалы на эту тему: Расширенная электронная торговля для Universal Analytics (netpeak.net) и Электронная торговля для Google Analytics 4. Но поскольку вы будете отслеживать события как для GA3, так и для GA4, то возможно присутствие негативного фактора производительности, который заключается в отправке повторяющихся данных для каждого события.

Способ №2 я подробно разбирал в отдельном материале для проектов, использующих диспетчер тегов Google и реализацию через dataLayer.push(...). Особенность такой настройки заключается в том, что вы настраиваете электронную торговлю для Google Analytics 4, а затем с помощью новой опции Use GA4 shema в теге Universal Analytics вы указываете, что тег должен анализировать данные электронной торговли с использованием схемы Google Analytics 4, а не Universal Analytics.

Use GA4 schema в теге Universal Analytics

Другими словами, эта настройка позволяет конвертировать объекты, установленные для Google Analytics 4 в формат, понятный Universal Analytics. Таким образом, вы убиваете сразу двух зайцев - настраиваете электронную торговлю для GA4, а затем просто ставите галочку Use GA4 shema в теге Universal Analytics с типом отслеживания Событие и получаете автоматическое отслеживание событий для расширенной электронной торговли GA3.

Пример тега Universal Analytics для события purchase с использованием схемы GA4

Данные в отчетах по электронной торговле GA4 будут полными, а вот в GA3 нет, поскольку некоторые события и параметры электронной торговли Google Analytics 4 не совместимы с Universal Analytics. Несмотря на это, Google рекомендует использовать именно его при отслеживании электронной торговли для обоих счетчиков. Еще и потому, что Universal Analytics перестанет обрабатывать новые данные в стандартных ресурсах с 1 июля 2023 года, и настройку ecommerce следует проводить для нового счетчика, поскольку он является приоритетным.

Способ №1 является противоположным второму. В этом случае вами используется уже готовая реализация отслеживания расширенной электронной торговли с библиотекой gtag.js для UA, которая автоматически изменяет объекты на понятную схему в GA4. Хотя события электронной торговли Universal Analytics автоматически преобразуются для обеспечения совместимости с Google Analytics 4, не все события Universal Analytics имеют эквивалентное событие в Google Analytics 4.

Чтобы отслеживание срабатывало корректно, сначала убедитесь, что в интерфейсе счетчика Google Analytics 4 у вас отключены подключенные теги Universal Analytics. Сделать это можно, перейдя в Администратор - Ресурс - Потоки данных - Веб-поток - Управление подключенными тегами сайта. Там не должно быть подключенных тегов (0):

Управление подключенными тегами сайта

Затем перейдите в диспетчер тегов Google, и создайте столько тегов типа Google Аналитика: событие GA4, сколько потребуется отслеживать событий. То есть для каждого тега Universal Analytics и события электронной торговли вам нужно создать эквивалентный тег GA4. В качестве названия события используйте таблицу совместимости между событиями UA и GA4 или инструмент Ecommerce migration helper (см. ниже), чтобы найти подходящее название для GA4 из событий электронной торговли Universal Analytics. Например, если вы создаете событие для показы товара или нескольких товаров в списке, название события GA4 будет view_item_list, а для GA3 - impressions. Его вы вводите в поле Название события:

Для GA3 - impressions, для GA4 - view_item_list

Затем откройте Дополнительные настройки тега и в разделе Электронная торговля поставьте галочку Отправлять данные электронной торговли (Send Ecommerce data) - Источник данных - Data Layer (Уровень данных):

Отправлять данные электронной торговли

Благодаря этой галочке, Google будет брать информацию из настроенного уровня данных событий Universal Analytics и конвертировать все параметры в формат, понятный Google Analytics 4.

В качестве триггера активации выберите тот же триггер, который используется для соответствующего события электронной торговли Universal Analytics. Например, для события GA4 view_item_list триггером активации будет являться триггер impressions от GA3. А итоговый тег события GA4 будет выглядеть следующим образом:

Пример тега с событием view_item_list и триггером активации impressions

Аналогичный тег для Universal Analytics выглядит так:

Тег Universal Analytics для события impressions

После того, как вы сохраните тег Google Аналитика: событие GA4 дляview_item_list, повторите шаги, описанные выше, для всех оставшихся событий электронной торговли Universal Analytics.

Примечание: в сентябре в Google Tag Manager в теге Google Аналитика: событие GA4 появилась дополнительная настройка, которая позволяет настроить электронную торговлю с помощью одного тега, одного триггера и без создания множества переменных уровня данных, максимально сократив количество ручной работы. Подробнее читайте в этой статье моего блога.

Ecommerce migration helper

Для того, чтобы вам было проще настроить отслеживание для GA3/GA4, а также безболезненно перейти с одной версии счетчика на другую, Google создал бесплатный инструмент под названием Ecommerce migration helper. Он может помочь вам настроить электронную торговлю Google Analytics, а именно:

  • помочь определиться со способом настройки (с использованием уровня данных и Google Tag Manager или с помощью API gtag.js);
  • проверить то, как реализованными вами события электронной торговли интерпретируются тегами Google Analytics в диспетчере тегов Google;
  • порекомендовать, как перенести вашу существующую реализацию UA на эквивалентные события GA4.

По сути, Ecommerce migration helper представляет собой обычную веб-страницу (доступна только на английском языке) с несколькими интерактивными полями настройки. Пользоваться интрументом достаточно просто. На первом шаге Google спрашивает, какую библиотеку использует ваша текущая реализация электронной коммерции? Вы можете выбрать один из двух представленных вариантов:

  1. через Google Tag Manager и dataLayer.push()
  2. с использованием прямой установки глобального тега сайта gtag.js и соответствующих событий конструкции gtag('event')

Выбор текущей реализации электронной коммерции

Если это диспетчер тегов Google, то на втором шаге вам будет показан пример кода для события покупки (purchase), отправляемое в Google Analytics с использованием уровня данных:

Пример кода (Data Layer)

В это поле вы можете вставить код любого другого события, просто скопировав его из вашей существующей реализации электронной торговли. Включайте только пары ключ/значение, а не вызов метода dataLayer.push(). Все объекты должны иметь event. Если в вашей реализации нет его нет, потому что событие запускается автоматически (например, как только модель DOM готова), в Ecommerce migration helper вам все равно потребуется добавить ключ event для правильного использования инструмента.

Обязательно используйте рекомендуемые названия событий Google, а не свои собственные. Для этого используйте таблицу совместимости между событиями UA и GA4. Например, событие клика по товару, использующее название события productClick , должно быть обновлено с:

на:

Если вы используете прямую реализацию (без Google Tag Manager) с использованием глобального тега сайта gtag.js и соответствующих событий конструкции gtag('event'), то при выборе данного способа на первом шаге Ecommerce migration helper будет являться событие электронной торговли покупки GA4:

Пример кода (Event name и Event parameters)

Название и параметры события вводятся отдельно в полях Event name и Event parameters соответственно. Для параметров электронной торговли задайте только объект электронной торговли, а не вызов функции gtag('event').

Чуть ниже расположены для поля для ввода идентификаторов Google Analytics. Скопируйте оба значения из своих ресурсов и вставьте их в соответствующие строки, а затем нажмите кнопку Analyze:

Идентификаторы ресурсов Google Analytics 4 и Universal Analytics

На следующем шаге вы увидите результат анализа. Google попытается определить версию и API/библиотеку, которая используются для отправки события электронной торговли в Google Analytics. Например, так - : Похоже, это событие Universal Analytics (Google Tag Manager):

Результат анализа

Ниже вы можете проверить, как указанное вами выше событие интерпретируется различными библиотеками и конфигурациями тегов. Для каждого тега Google Analytics Google дает конкретные примеры и скриншоты настроек. Например, для Google Analytics 4 с использованием уровня данных и проставленной галочкой Отправлять данные электронной торговли (Send Ecommerce data):

Пример тега GA4

Тег Universal Analytics с использованием схемы GA4, когда данные будут отправляться и в Universal Analytics, и в Google Analytics 4 одновременно:

Пример тега UA с использованием схемы GA4

Еще один пример отслеживания и тега Universal Analytics, но без использования схемы GA4 (только для отслеживания электронной торговли для GA3):

Пример тега UA (без использования схемы GA4)

Конфигурации тега Google Analytics 4 и Universal Analytics (с использованием схемы GA4) считывают данные электронной торговли. Тег Universal Analytics без использования схемы GA4 не будет считывать отправленные данные электронной торговли, и поэтому в Ecommerce migration helper будет отображаться сообщение No ecommerce data found.

Еще под каждым тегом Google приводит пример конструкции рекомендуемого события GA4 с помощью gtag.js. Например, событие purchase:

Пример рекомендуемого события gtag.js (GA4)

Еще в официальной документации разработчиков есть отдельная страница по переносу электронной торговли, используя единый тег отслеживания, в зависимости от того, какой у вас вариант отслеживания.

Перенос электронной торговли (страница официальной документации Google)

Резюме

Процесс переноса настроек электронной торговли из Universal Analytics в Google Analytics 4 оказался не таким простым занятием для пользователей Google Analytics. И чтобы упростить процесс перехода, Google разработал отдельную страницу по переносу, справку, опубликовал множества статей по миграции, а также создал инструмент Ecommerce migration helper для всех нас. Теперь есть еще и мое руководство, которое проливает свет на эту тему.

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике