Отслеживание динамического источника с помощью GTM

29 июня, 2019

В статье описывается решение, которое позволяет отслеживать рекламные кампании с динамическим источником с помощью Google Tag Manager.

Давайте представим ситуацию: у вас есть некий объект (пресс-релиз, статья, баннер и т.д.), который вы просите разместить на сайтах-партнерах. Вы бы хотели отслеживать трафик, чтобы понять, с какого сайта идет наибольшее количество посетителей. В этом случае можно пойти 2 путями:

  1. никак не размечать материал и понадеяться на Google Analytics, что тот корректно определит реферальный трафик;
  2. для каждого партнера сгенерировать уникальную utm_метку или попросить его самого разметить трафик.

В первом случае не факт, что сработает, а во втором – занимает большое количество времени, если таких партнеров много + доставляет неудобства владельцу площадки, поскольку вы его просите разметить ссылку самостоятельно. К тому же, если просто исключить utm_source, то Google Analytics игнорирует все остальные параметры UTM. Об этом написано в справке Google:

  • Добавляя параметры в URL, необходимо всегда использовать utm_source, utm_medium и utm_campaign;
  • Параметры utm_term и utm_content добавлять необязательно.

Но есть и третий вариант – использовать динамический источник, который автоматически будет определяться в зависимости от перехода пользователя с внешней площадки. И для этого потребуется всего лишь одна ссылка для всех.

В качестве примера возьмем URL такого вида:

https://yoursite.ru/sale.html?utm_source=dynamic&utm_medium=partner&utm_campaign=new-product-akziya&utm_content=banner

Подробнее о том, что такое UTM_метки, какие они бывают, читайте в этой статье.

Переходим к настройкам в Google Tag Manager. Первым делом активируем встроенную переменную Referrer.

Отслеживание динамического источника с помощью GTM

Активация встроенной переменной Referrer

Затем создаем пользовательскую переменную URL.

Настройки:

  • Тип компонента – Запрос
  • Ключ запроса – utm_source
Отслеживание динамического источника с помощью GTM

Пользовательская переменная URL - utm_source

Аналогично создаем пользовательские переменные для utm_medium, utm_campaign и utm_content.

Далее нам необходимо создать пользовательскую переменную Таблица поиска. Когда пользователь будет переходить по нашей ссылке с utm_source=dynamic с сайта-партнера, вместо dynamic в переменную будет подставлять значение Referrer (URL с исходной страницей, на которой человек был до того, как он попал на вашу страницу). По умолчанию используется только то значение, которое было utm_source в начале.

Настройки:

  • Входная переменная – {{utm_source}} (создана на предыдущем шаге)
  • Входные данные – dynamic
  • Результат – {{Referrer}}
  • Установить значение по умолчанию - {{utm_source}}
Отслеживание динамического источника с помощью GTM

Таблица поиска

Все, что осталось сделать, это подключить переменные к тегу Google Analytics. Для этого перейдите в Тег – Дополнительные настройки – Поля, которые необходимо задать. Добавьте campaignSource, campaignMedium, campaignName и campaignContent в качестве названий полей, а пользовательские переменные, созданные на шаге ранее, в качестве значений.

Отслеживание динамического источника с помощью GTM

Поля, которые необходимо задать в теге Universal Analytics

Сохраните изменения. Осталось всего лишь проверить настройки с помощью предварительного просмотра.

Перейдем по нашей ссылке. Если это будет прямой заход, то значения переменных будут такими:

Отслеживание динамического источника с помощью GTM

Прямой заход по ссылке

Источник не определился, поскольку я не был до этого перехода ни на какой другой странице. Если это будет переход из социальной сети, например, с поста ВК, то источник будет определен корректно:

Отслеживание динамического источника с помощью GTM

Заход с сайта-партнера - источник определен

Опубликуйте контейнер. На этом все!

В отчетах Google Analytics в источнике (utm_source) будет отображен текущий Referrer сайта-партнера, не dynamic, который мы добавили по умолчанию. В этом легко убедиться, перейдя в отчеты «В режиме реального времени».

Отслеживание динамического источника с помощью GTM

Проверка в режиме реального времени

Частичный перевод статьи bounteous.com. Спасибо Victoria Kartunova за тему.

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике