Специальные параметры и показатели в Google Analytics 4

02 мая, 2021

В этой статье разберем тему специальных параметров и показателей, или как их еще называют в Google Analytics 4 (GA4) - специальные определения (custom definitions).

Как и в Universal Analytics, в GA4 специальные определения призваны расширить стандартные настройки, которые заложены в систему, путем создания своих собственных метрик. Несмотря на то, что Google Analytics 4 предлагает более широкие возможности автоматического отслеживания, чем Universal Analytics (например, прогнозируемые показатели или улучшенная статистика), его все равно можно усовершенствовать.

Примечание: если вы хотите узнать, что такое специальные параметры и показатели в Universal Analytics, прочитайте этот материал.

Каждый раз, когда вы совершаете какое-либо действие на сайте или в мобильном приложении, в Google Analytics отправляется информация с дополнительными данными по этому действию. Например:

  • город пользователя;
  • тип устройства, его производитель, разрешение экрана и др.;
  • браузер, ОС;
  • источник/канал;
  • URL-страницы, на которую перешел пользователь;
  • User-Agent;
  • многое другое.

Хоть в Universal Analytics и заложено по умолчанию более 400 различных параметров и показателей, а в Google Analytics 4 их число достигает 110 (на момент написания этого материала), на практике этого может быть недостаточно. И тогда на помощь приходят специальные параметры и показатели.

Новые метрики, которые можно создать в GA4, позволяют детальнее узнать информацию об объекте и лучше описать его. Их определяете для своего проекта вы самостоятельно. Например, с кликом по кнопке на сайте вы можете отправить не только само событие, но и дополнительную информацию о том, на какой странице было совершено это событие, в какое время, был ли пользователь в этот момент авторизован на сайте и т.д. Или с отправкой формы пользователя передать в Google Analytics данные о том, использовал ли человек промокод в отдельном поле или нет, чтобы в дальнейшем иметь возможность сегментировать пользователей по этому условию.

Примеров множество. Вот лишь некоторая часть того, что можно передавать дополнительно в Google Analytics в качестве custom definitions:

Как и в обычных параметрах и показателях Google Analytics, в специальных параметрах передают текстовую информацию (атрибуты данных, свойства объекта), а в специальных показателях - количественные данные, представленные в виде числа (имеют единицу измерения). Поэтому когда создаете специальные определения в GA4 для отслеживания текстовых значений, используйте специальный параметр, а для чисел - специальный показатель.

Примечание: не отслеживайте персональные данные пользователей (телефон, e-mail и т.д.), включая IP-адрес, и никогда не передавайте их в аналитические инструменты.

Если вы не так давно работаете с Google Analytics (не только с GA4), то дополнительная настройка специальных параметров и показателей на начальном этапе может быть для вас не так важна. Однако по мере того, как вы будете углубляться в свой бизнес, накапливать статистику, анализировать отчетность, повышать свою экспертность, у вас будут расти и потребности в дополнительных данных. С этого момента вы можете добавить в свой арсенал настройку специальных параметров и показателей.

Перед тем, как начать работу со специальными определениями в Google Analytics 4, необходимо вспомнить как они работали в Universal Analytics. Когда вы их добавляете, вас просят выбрать область действия. В зависимости от того, создаете вы специальный параметр или специальный показатель, области действия для них чуть различаются:

Специальные параметры и показатели (Universal Analytics)

Всего в Universal Analytics 4 области действия (level scope):

  1. пользователь (user);
  2. сеанс (session);
  3. хит (hit), обращение;
  4. товар (product) - для электронной торговли.

Область действия Пользователь применяется ко всем обращениям (просмотр страниц, отслеживаемые события и т.д.) пользователя, в том числе и к будущим. Причем если в одном сеансе задано два специальных параметра, то в ходе текущего сеанса приоритет отдается последнему значению и оно же используется в будущих сеансах данного пользователя (пока файл cookie Google Analytics для него остается неизменным). Пример: статус аккаунта пользователя (VIP, обычный, физ. лицо, юр. лицо).

Область действия Сеанс применяется ко всем обращениям конкретной сессии (сеанса). Когда в одном сеансе задано два значения с одним порядковым номером, приоритет отдается тому, которое задано последним. Это значение будет применяться ко всем обращениям на протяжении сеанса. Пример: статус входа под своей учетной записью (авторизован? Да/Нет).

Область действия Хит (Обращение) применяется только к тому обращению, для которого оно было задано. Пример: точное время совершения события (Hit Timestamp).

Область действия Товар применяется только к тому товару, для которого оно было задано, и только с настроенной расширенной электронной торговлей (Enhanced Ecommerce). Пример: размер товара.

Про области действий пользовательских определений Universal Analytics подробно написано здесь.

Почему это важно? Потому, что принцип работы в Google Analytics 4 отличается от привычного Universal Analytics. Область действия Сеанс и Товар на текущий момент не поддерживаются в GA4, но согласно официальной справке Google они находятся в разработке. Такое же сообщение сейчас высвечивается при создании специального параметра и показателя в интерфейсе GA4:

Ведется работа над добавлением дополнительных областей действия

Как вы уже знаете, любое действие, которое мы отслеживаем в Google Analytics 4, является событием. Просмотр страницы, клик по кнопке, отправка формы, отправка данных о транзакции, отслеживание звонков, просмотр видео, подписка на рассылку - все это события в GA4. Поэтому когда мы создаем специальный параметр в интерфейсе Google Analytics 4, нам предлагают выбрать между двумя областями действия:

  1. Событие (Event);
  2. Пользователь (User);

Области действия специального параметра GA4

Примечание: чтобы создавать специальные параметры и показатели, необходимо разрешение на Изменение.

Область действия Событие в Google Analytics 4 - это область действия Hit в Universal Analytics. Такой специальный параметр в GA4 еще называют параметром события, поскольку его значение вычисляется и отправляется отдельно для каждого события.

Например, в Google Tag Manager значение специального параметра с этой областью действия задается в теге Google Аналитика: событие GA 4 в настройках параметров события:

Пример параметра события

При создании специального показателя есть возможность выбрать только область действия Событие, поскольку значение, которое будет определено для него, привязано к параметру события:

Области действия специального показателя GA4

Но в отличие от специальных параметров, для специальных показателей можно задать единицу измерения:

  • стандартные (целое число);
  • валюта (например, размер скидки в денежном выражении);
  • расстояние (футы, мили, метры, километры);
  • время (миллисекунды, секунды, минуты, часы).

Единицы измерения для специального показателя

С помощью специальных параметров и показателей на уровне события (область действия - Событие) параметры определяются для параметров и показателей на уровне ресурса. Поэтому вы можете создать один параметр или показатель на основе параметра, а затем создать по нему отчет для любого количества событий. Раньше в GA4 при создании отчетов по специальным параметрам, параметры определялись для отдельных событий.

Специальные параметры и показатели с привязкой к области действия Событие можно посмотреть в интерфейсе Google Analytics 4 в разделе Специальные определения:

Специальные параметры с областью действия "Событие"

Область действия Пользователь в Google Analytics 4 используется тогда, когда требуется вычислить значение специального параметра и отправить его один раз для каждого пользователя. Еще такой специальный параметр имеет название Свойство пользователя. Ранее настройка User Properties (Свойства пользователя) была вынесена в интерфейсе GA4 в отдельный раздел.

Проверить легко: когда при создании специального параметра вы переключаете область действия, название поля Параметр события меняется на Свойство пользователя.

Специальный параметр с областью действия "Пользователь" - это свойство пользователя

Примечание: в интерфейсе GA4 до марта 2021 года был отдельный раздел, который назывался Свойства пользователя. Разработчики Google несколько изменили логику работы и упразднили конечную настройку, добавив область действия Пользовать в специальные параметры. Поэтому если для custom dimension вы выбираете область действия не Событие, а Пользователь, то вы фактически создаете свойство пользователя (в старой интерфейсной терминологии). В GA4 есть предопределенные параметры пользователей, которые отслеживаются автоматически и не требуют дополнительных настроек. Подробнее об этом читайте в официальной справке Google.

Специальные параметры с привязкой к области действия Пользователь можно посмотреть в интерфейсе Google Analytics 4 в том же разделе Специальные определения:

Специальные параметры с областью действия "Пользователь"

Примечание: после сохранения специального параметра и показателя его область действия нельзя будет изменить, также нельзя изменить параметр события и свойство пользователя.

К специальному параметру и показателю также можно добавить описание, которое кратко, но емко описывает его функциональность. Это поле в настройках является необязательным.

Использование специальных параметров и показателей обогащают ваши существующие отчеты Google Analytics 4 о событиях. Например, в систему автоматически передаются дополнительные параметры:

  • page_location;
  • page_path;
  • page_title;
  • page_referrer (URL предыдущей страницы).

Добавив их в качестве специальных параметров, в отчете по конкретному событию вы увидите карточки с данными по каждому параметру события. Например, для page_view (просмотр страницы) статистика по событию со специальными параметрами может выглядеть так:

Пример события page_view со специальными параметрами

Вы можете создать специальные параметры для source, medium, campaign, content, term с соответствующими параметрами события, чтобы в отчетах по конкретным событиям видеть дополнительные данные по utm_меткам.

Примечание: не все данные по параметрам с utm_метками отображаются корректно в отчетах Google Analytics 4 на момент написания этой статьи.

Аналогично будет выглядеть страница с любым произвольным событием, которое вы планируете отслеживать. Главное не забыть про простую последовательность действий при создании custom definitions:

  1. создаете событие, которое планируете отслеживать, задаете ему название;
  2. если требуется, добавляете к событию параметры события (одно или несколько) и значения (это область действия - Событие);
  3. если требуется, добавляете к событию свойства пользователя (одно или несколько) и значения (это область действия - Пользователь);
  4.  в интерфейсе Google Analytics 4 создаете специальный параметр(ы) с областью действия События в случае, если вместе с событием настроили отправку параметров событий (п. 2);
  5.  в интерфейсе Google Analytics 4 создаете специальный параметр(ы) с областью действия Пользователь в случае, если вместе с событием настроили отправку свойства пользователя (п. 3);
  6.  в интерфейсе Google Analytics 4 создаете специальный показатель с областью действия Событие в случае, если вам необходимо отслеживать количественное значение (число) параметра события;

Поля для разных областей действия в теге события GA4 в GTM

В Universal Analytics для каждого ресурса доступно не более 20 специальных параметров и 20 специальных показателей. В Google Analytics 360 этот лимит расширен для 200 для каждого из объектов. В Google Analytics 4 для каждого ресурса вы можете создать до 50 специальных параметров и до 50 специальных показателей с областью действия Событие и до 25 специальных параметров (свойств пользователя) с областью действия Пользователь.

В разделе Специальные определения над таблицей есть кнопка Информация о квотах, в которой отображается количество созданных вами специальных параметров и показателей.

Квоты специальных параметров и показателей в Google Analytics 4

Если вы исчерпали лимит, но вам нужно создать новые специальные параметры или показатели, вы можете архивировать те, которые уже не используете. Для этого необходимо выбрать соответствующий custom definition и напротив него нажать на иконку с тремя точками, далее Архивировать:

Архивирование специальных параметров и показателей

После согласия он заархивируется навсегда, данные восстановить будет невозможно. Любой объект или отчет, использующий данный параметр в центре анализа, также перестанет работать.

Специальные параметры и показатели можно отредактировать после их создания. Для этого необходимо выбрать соответствующий custom definition и напротив него нажать на иконку с тремя точками, далее Переименовать:

Переименование специальных параметров и показателей

Вы можете изменить название и добавить к нему описание.

Изменение специального параметра

Не забудьте сохранить изменения.

Google Analytics 4 позволяет запретить персонализацию рекламы на основе отдельных событий или свойств пользователей (специальных параметров с областью действия Пользователь). После добавления такой пометки данные в GA4 будут использоваться только для статистики (не для ремаркетинга!), и их нельзя будет импортировать в Google Рекламу, Дисплей, Видео 360 и Поисковую рекламу 360. А аудитории, к которым относятся исключенные элементы, могут быть экспортированы в нерекламные продукты, например в Google Optimize или Google BigQuery.

Область действия "Пользователь" - Отметить как NPA

Подробнее об этом читайте в статье, посвященной событиям Google Analytics 4.

После создания специального параметра или показателя может пройти до 24 часов прежде, чем данные появятся в отчетах Google Analytics 4, а также показываться значение not set (не задано) до поступления первой статистики.

Статистика по специальным параметрам и показателям в Google Analytics 4 может отображаться в таких разделах:

  • Вовлечение - События
  • События - События
  • Анализ - Центр анализа (Analysis Hub)

При выборе конкретного события в разделе События - События вы попадете на отдельную страницу с этим событием, где будет отображаться вся его статистика. Например, для события file_download (скачивание файлов) я отслеживаю параметр события file_extension (расширение файла). Создав его как специальный параметр с областью действия Событие, на странице с событием я буду видеть количество совершенных событий и суммарное количество пользователей, достигнувших это действие:

Пример события file_download со специальным параметром file_extension

Используя раздел Вовлечение - События, вы увидите список всех событий, которые попадают в Google Analytics 4. При выборе одного из них вы попадете на такую же страницу с конкретным событием, что мы разобрали выше.

Стартовая страница "Вовлечение - События"

А вот Центр анализа GA4 позволяет строить более гибкие отчеты, используя готовые шаблоны и добавляя к таблице различные параметры и показатели, фильтры, сегменты и многое другое.

Например, некоторое время назад я отслеживал для своего проекта данные о погоде и передавал значение погодных условий в GA4 как специальный параметр. Добавив его в таблицу, а также показатель Количество событий, я получил такой результат:

Пример отчета GA4 со специальным параметром

Добавив параметр Тип устройства, можно посмотреть как распределились данные по погодным условиям в разрезе устройств пользователей. Делается это за одно действие с помощью перетаскивание соответствующего параметра в Строки или Столбцы отчета:

Пример отчета GA4 со специальным параметром с добавлением второго параметра

Список специальных параметров, которые вы можете добавить к отчету, выбирается с помощью значка плюс (+). Все доступные параметры будут отображаться в категории Специальные параметры:

Выбор специальных параметров для отчета

Аналогично добавляются специальные показатели. Те, которые вы бы хотели использовать в отчете, выделите с помощью галочки и правом верхнем углу нажмите кнопку Применить:

Выбор специальных показателей для отчета

Добавьте специальные параметры и показатели в собственный отчет или используйте готовый шаблон для анализа полученных данных.

Подробнее о том, как работать с отчетами из центра анализа, разберем в отдельной публикации.

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике