Показатель "Активные пользователи (Active Users)" в Google Analytics 4

11 января, 2023

Активные пользователи (Active Users) - одна из ключевых метрик в Google Analytics 4, которая показывает количество отдельных пользователей, посетивших ваш веб-сайт или мобильное приложение.

Обновление: в феврале 2022 года я выпустил электронное руководство по Google Analytics 4. Бесплатно скачать его можно в формате .PDF по ссылке.

Общие сведения

Пользователь веб-сайта считается активным, если у него есть сеанс с взаимодействием (engaged sessions) или когда Google Analytics зафиксирует автоматически регистрируемое событие first_visit или параметр engagement_time_msec.

Чтобы сеанс в GA4 считался как сеанс с взаимодействием, пользователь должен выполнить хотя бы одно из следующих действий:

  • активно взаимодействовать с вашим сайтом или приложением не менее 10 секунд (по умолчанию) или то значение, которое вы установили в настройках своего счетчика;
  • выполнить хотя бы одну конверсию;
  • просмотреть две или более страниц/экранов.

Таким образом, если сеанс длится дольше определенного времени, он становится сеансом с взаимодействием. Условие с временной меткой, которое добавили в Google Analytics 4, очень важно и многое меняет. Теперь получается, что если пользователь был на сайте менее 10 секунд и не совершал никаких взаимодействий, то такой сеанс определяется как отказ (без взаимодействия), если больше, но все равно не совершал никаких событий, то уже не отказ, а сеанс с взаимодействием!

Под first_visit подразумевается одно из автоматически отслеживаемых событий, которое срабатывает сразу же после первого захода пользователя на ваш сайт. Увидеть вы его можете после того, как установите счетчик Google Analytics 4, активируйте инструмент DebugView и совершите свой первый заход на сайт.

Событие first_visit

Фактически, с first_visit в вашем браузере создается файл cookie Google Analytics с уникальным идентификатором пользователя (Client ID), к которому привязываются все ваши действия на сайте (просмотры страниц, события, транзакции и т.д.). Если совсем просто, то пользователь с first_visit в GA4 является новым пользователем. А параметр engagement_time_msec - это параметр события user_engagement, который считает время активного взаимодействия пользователя (в миллисекундах) с сайтом или мобильным приложением.

Параметр engagement_time_msec

Google Analytics регистрирует это событие, когда пользователь заходит на страницу, взаимодействует с ней (что-то делает) или когда переходит на другую страницу. Затем время от всех взаимодействий суммируется, а потом усредняется для расчета другого показателя Среднее время взаимодействия (Average engagement time).

Исходя из текущий уточнений, можно сделать вывод, что активный пользователь в Google Analytics 4 - это либо новый пользователь с событием first_visit, либо посетитель, у которого за рассматриваемый диапазон дат есть хотя бы один сеанс с взаимодействием или есть параметр engagement_time_msec.

Но Google Analytics может не учитывать user_engagement, если в сеансе не происходит взаимодействие с момента предыдущего события. В частности это случается, если регистрируются события first_visit и session_start, поскольку перед ними не бывает взаимодействий. Также время взаимодействия невозможно учесть для первого события на странице (например, page_view).

В официальной документации Google есть еще одно уточнение - GA4 может зарегистрировать событие, даже если не происходит сеанс с взаимодействием. Например, если пользователь находится на вашем сайте в течение 4 секунд, значение параметра engagement_time_msec будет равно 4000 миллисекунд, но этот сеанс не будет учтен как сеанс с взаимодействием.

Именно поэтому в условии активности пользователя фигурирует ИЛИ событие first_visit, ИЛИ сеанс с взаимодействием, ИЛИ параметр engagement_time_msec, потому что может быть first_visit, но не будет сеанса с взаимодействием и engagement_time_msec, или будет выполнено событие, но не будет зарегистрирован сеанс с взаимодействием.

Активные пользователи (Active Users) является частью показателей, относящихся к разделу Пользователь (User).

В отчетах Google Analytics 4

Данную метрику вы можете найти во многих стандартных отчетах GA4, например, в Привлечение трафика, Страницы и экраны, Демографические данные, Технические данные и т.д.:

Показатель "Пользователи" = Активные пользователи

В них он фигурирует как показатель Пользователи (по аналогии с Universal Analytics). А вот в Исследованиях вы его можете найти под названием Активные пользователи (Active users), импортировав из раздела Пользователь (User):

Импорт показателя в Исследовании

А затем добавить выбранный показатель на холст:

Показатель "Активные пользователи (Active Users)" в Исследовании

Google Analytics 4 допускает расхождение данных между отчетами и Исследованиями. О том, почему это может происходить, читайте в официальной справке Google.

Анализируя этот показатель в динамике, вы можете узнать, как ваши клиенты взаимодействуют с сайтом/страницей, становится ли их больше со временем, или наоборот, из периода в период наблюдается падение. Вы также можете узнать как влияют ваши рекламные кампании на активность пользователей - вызвала ли специальная акция/скидка рост трафика на сайт или аудитория осталась индифферентна к вашему предложению, интересен ли ваш контент, привлекает ли он больше пользователей и т.д.?

Количество активных пользователей (Active Users) не равно общему количеству пользователей (Total Users). Если вы откроете Исследование и добавите в него два этих показателя, то увидите разные значения:

Активные пользователи (Active Users) не равно Всего пользователей (Total Users)

Все дело в том, что они считаются по-разному. Totals Users основан на уникальном идентификаторе пользователя (он же Client ID, он же user_pseudo_id в таблице Google BigQuery), а Active Users на сеансе с взаимодействием (когда engagement_time_msec > 0 и session_engaged = 1). А как вы уже знаете, Google Analytics может не учитывать user_engagement, если в сеансе не происходит взаимодействие с момента предыдущего события, то есть когда регистрируются события first_visit и session_start, поскольку перед ними не бывает взаимодействий. И время взаимодействия невозможно учесть для первого события на странице (например, page_view). Поэтому общее количество пользователей будет выше, чем количество активных юзеров в GA4.

Примечание: session_start - одно из автоматически регистрируемых событий, означающее начала сеанса.

Также в Google Analytics 4 есть такие показатели, как:

  • Активные пользователи за день/месяц
  • Активные пользователи за день/неделю
  • Активные пользователи за неделю/месяц
  • Активные пользователи, совершившие покупку за месяц/активные пользователи за день
  • Активные пользователи, совершившие покупку за неделю/активные пользователи за день
  • Активные пользователи, совершившие покупку за последние 30 дней
  • Активные пользователи, совершившие покупку за последние 7 дней
  • Активные пользователи, совершившие покупку за последние 90 дней

Подробнее об этих разновидностях показателей я разберу в отдельной статье.

Сравнение с Universal Analytics

Если вы перейдете в официальную справку Google и посмотрите на сравнение показателей в Google Analytics 4 и Universal Analytics, то увидите, что в Universal Analytics существует два пользовательских показателя: Всего пользователей (Users) и Новые пользователи (New Users), а в GA 4 - три:

  1. Всего пользователей (Total Users)
  2. Активные пользователи (Active Users)
  3. Новые пользователи (New Users)

И в документации представлена сравнительная таблица, а также сопоставление этих метрик друг с другом:

Сравнение показателей в UA и GA4

Как видите, аналога активным пользователям GA4 в UA нет. Там прочерк.

В отчетах Universal Analytics основной метрикой пользователей является показатель Всего пользователей, который отображается как Пользователи, а в Google Analytics 4 – Активные пользователи, который также показывается как Пользователи (в отчетах Привлечение трафика, Страницы и экраны, Демографические данные, Технические данные и т.д.). Хотя название показателя совпадает, он по-разному рассчитывается в GA3 и GA4, поскольку для Universal Analytics используется показатель Всего пользователей (Total Users), а для GA4 – Активные пользователи (Active Users). В зависимости от того, как часто пользователи возвращаются на сайт, показатели Всего пользователей в Universal Analytics и Активные пользователи в GA4 могут быть более или менее похожи.

Запрос в Google BigQuery

Если вы хотите составить SQL-запрос для показателя Активные пользователи (Active Users) в Google BigQuery, то используя нижеприведенную конструкцию, вы получите нужный результат (при условии, что вы изначально настроили связь Google Analytics 4 и Google BigQuery для своего проекта).

Для конкретной даты:

, где:

  • osipenkovru-373609 - ваш проект в Google Cloud;
  • analytics_206854065 - ваш набор данных (датасет);
  • events_20230103 - название таблицы с данными за конкретный день (в моем примере - 3 января 2023 года).

В Google BigQuery это будет выглядеть так:

Запрос в Google BigQuery для конкретного дня

Для диапазона дат в BigQuery запрос выглядит несколько иначе:

, где:

  • osipenkovru-373609 - ваш проект в Google Cloud;
  • analytics_206854065 - ваш набор данных (датасет);
  • events_* - обязательный формат написания (со звездочкой *), чтобы следующей строкой в _TABLE_SUFFIX вы смогли задать статический диапазон дат (дату от и дату до);
  • '20230102' - начальная дата;
  • '20230108' - конечная дата.

В Google BigQuery это будет выглядеть так:

Запрос в Google BigQuery для диапазона дат

Google Analytics не экспортирует в BigQuery данные, связанные с сигналами Google (Google Signals), поэтому количество событий в GA4 и в BigQuery может быть разным. Вы также можете заметить разницу в количестве активных пользователей между Google Analytics 4 и BigQuery. Это связано с тем, что сигналы Google используют дедупликацию полученных данных о событиях. Подробнее об этом читайте в официальной документации Google.

Другими словами, данные в BigQuery, в стандартных отчетах и Исследованиях Google Analytics 4 могут различаться.

Запрос через Google Analytics Data API

Если вы используете Google Analytics Data API, то выгрузить данные можно с помощью такого запроса и языка программирования Python. API name показателя - activeUsers:

, где в строке property_id="206854065" задается собственный идентификатор ресурса GA4.

Результат выполнения программы в Colab (Google Colaboratory):

Результат выполнения кода в Colab

Полный список параметров и показателей Google Analytics 4, на которые я сделал подробный разбор, представлен здесь.

Полезные ссылки:

Получайте бесплатные уроки и фишки

По контекстной, таргетированной рекламе и аналитике